Возможные барьеры на пути нового бизнеса

Назад

Для новичков рынка, создаваемых «с нуля» предприятий открытие банковского счёта может превратиться в весьма основательную проблему. С конца марта вступило в законную силу указание Банка России, где выдвинуты дополнительные требования, благодаря которым регулятор планирует идентифицировать клиентов еще до того момента, как они будут приняты на обслуживание. И юридическим лицам, и индивидуальным предпринимателям придётся предоставлять банкирам множество сведений. Такой сбор данных вменён в обязанность финансовым учреждениям.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В частности, корректировка коснётся ст. 1.12 положения Центробанка, регулирующего идентификацию клиентов. Новичку придётся без утайки поведать о предполагаемых целях финансово-хозяйственной деятельности организуемой им компании. Это коснётся как сведений о намечаемых операциях, — причём, придётся расписать их «во времени», — так и их числе, и даже суммах транзакций. ☆★

В число таких операций указанием ЦБ №3179, направленным на борьбу с легализацией преступных доходов, включены и снятие наличных денег и всевозможные трансферты по внешнеторговой деятельности. Предприниматель кроме того будет обязан открыть информацию по своим основным партнёрам, с которыми он планирует производить расчеты, что не всегда возможно, так как при открытии бизнеса компаньонов может ещё и не быть.

Регулятор также обязал банкиров требовать сведения, касающиеся деловой репутации их клиентов. Этими данными могут стать также оценки и отзывы остальных клиентов указанного банка, даже финансово-кредитных учреждений в которых предприятие обслуживалось прежде.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Данные по финансовому положению предоставляются с копией годовой отчетности. Помимо этого, необходимым компонентом становятся налоговые декларации, заключения аудиторов. Банк получил право запрашивать разнообразные документы из фискальных органов, которые подтверждают исполнение обязанности по налоговым платежам и сборам, а также пеням, штрафам. Вдобавок к этому, банкиров может интересовать и рейтинг фирмы, в случае, если она размещена на порталах национальных и глобальных рейтинговых агентств. ☆★

Специалисты убеждены, что документ расставляет точки над «i» в новой версии федерального «противоотмывочного» закона, которая была принята в 2013-м году. Начинающим предпринимателям следует обратить внимание на то, что кредитно-финансовым учреждениям, «персонифицирующим» собственных клиентов, следует пользоваться сведениями, полученными непосредственно от юридических лиц.

Но не только, они будут обязаны «по собственной инициативе», используя свои источники информации находить данные о клиентах, используя Единый реестр государственной регистрации юрлиц. Также экспертам из кредитных организаций предписано пользоваться другими источниками: реестром недействительных и утерянных паспортов, прочими открытыми базами данных правоохранителей или федеральных органов исполнительной власти, которые размещены в Интернете.

В перечень документов, представляемых непосредственно самим налогоплательщиком в кредитную организацию, включены справки из ФНС, удостоверяющие отсутствие разнообразных задолженностей по фискальным сборам, налоговые декларации, либо бухгалтерская отчетность.

Весь предлагаемый комплекс мер, судя по всему, призван поставить барьер перед созданием фирм-однодневок, что называется «в зародыше», на этапе открытия расчётного счёта или при смене банка.

В противном случае подобные процедуры вряд ли имеют смысл. Но как компетентным органам удастся не просто проверить, а провести детальный анализ добросовестного клиента, лишь начинающего собственную деятельность?

Если указанию регулятора банки будут следовать буквально, это может привести вновь создаваемую компанию к разбитому корыту, и сделает открытие банковского счёта нешуточной проблемой.

При этом банкиры пока не планируют радикального изменения политики в отношении клиентов: крупными финансовыми учреждениями представление подобной информации испрашивается уже не первый день. Более того, они сами помогают клиентам заполнить требуемые формы документов.

С другой стороны, эти «противотмывочные меры» могут затруднить работу банков, активно работающих с малым бизнесом, повысит их трудозатраты, что будет в итоге покрыто из кармана клиента. Сроки открытия счёта и проведения транзакций тоже явно меньше не станут. Кроме того, можно ли полагаться на информацию других банков при конкуренции за клиента? Как рассчитывать на получение объективных данных от учреждения, чей клиент с определённого времени решил обратиться к услугам финансового учреждения – соперника?

Вопросы непростые, а решать их тем или иным путём придётся.