Экономика и её мифологические показатели в XXI веке

Назад

Невзирая на то, что изобретатели и проводники всевозможных рейтингов в жизнь чувствуют себя неплохо, они понимают, что их индикаторы устарели. И, пусть не быстро, превратились из вспомогательного инструментария в управлении страной или предприятием в мерило успеха руководства. А может быть, это — ход для того, чтобы выбить деньги на инновационные разработки более совершенных нормативов для калькуляции национальных успехов и дальновидности политиков, которые рады обманываться, платя одним и выставляя их отчёты на суд других?

Все применяемые западной наукой экономические показатели — только индикаторы, которые не могут полновесно осветить происходящие процессы. Но арифметические несовершенства для каждого из набора цифр различны. Например, минусы такого показателя как ВВП — за скобками остаются работа по дому, уход за детьми и нерыночные досуговые занятия.

Практически все применяемые ныне макроэкономические показатели не приспособлены к учёту видов активности, не доступных государственному регулированию, а они, по оценке специалистов, в мировом масштабе составляют триллионы долларов. Среди них, например, теневая экономика наличных переводов, чем иногда занимаются рабочие-мигранты, «неформальные» услуги.

Конечно, ведутся работы по «апгрейду» показателей ВВП, но и обновлённому набору цифр не охватить всё. Нет таких статистических данных, систем их компоновки и подсчёта, которые были бы приемлемы для всех. Ни один индикатор не лишён ряда недостатков, все они стараются превратить запутанные, постоянно трансформирующиеся экономические системы в не допускающие иного толкования показатели.

Реально ли сделать следующее поколение статистических индикаторов по-настоящему полезным? Могут ли они ответить на конкретные вопросы? Прежде всего, они должны быть корректно сформулированы. Эти данные не должны стать обновлённой версией старых показателей, чтобы не превратиться в комфортный для каждого комплект обобщений, подборку усреднённых величин.

Точно сформулированные вопросы могут быть обработаны мощными компьютерами, которых и в помине не было в годы изобретения показателей. И это, в идеале, даст специалистам в руки достаточно строгие прогнозные индикаторы, которые должны учитывать конкретные, «предварительно оговоренные» потребности заказчиков. Будь то власти, бизнеса, организации.

Обработка заранее корректно поставленного и строго сформулированного задания не будет дорогостоящим. Более того, специалисты считают, что таким программным продуктом сможет пользоваться любой человек. Причём, создавая собственный набор данных. Задача такого подхода — самоустранение от «одномерной статистики», используемой на все случаи жизни.

Работа по корректному подбору данных должна быть начата с ответа, что именно нужно сделать или узнать. И здесь информация по ВВП такой-то страны пользователю практически не скажет ничего. По крайней мере, меньше, чем информация о динамике конкретного сегмента рынка.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Сейчас глобальных индикаторов инфляции не существует. Многие пользуются своей подборкой индексов, которая полностью не удовлетворяет экономистов. Нет признанных всеми обобщённых характеристик заработной платы, безработицы. Компаниям, чьи интересы выходят за границы определённого региона, приходится разрабатывать собственные инфляционные калькуляторы или пользоваться готовыми. ☆★

Иначе велик риск оказаться в затруднительном положении, приняв ошибочное решение из-за неверных исходных данных. А для небольшого бизнеса, отдельного вкладчика индикаторы прошлого века могут стать не помощниками, а скорее наоборот. Как ему могут помочь сведения об уровне безработицы в регионе, о числе строящихся там домов, чтобы определить, пора начинать бизнес, делать серьёзное денежное вложение или нет?

Поможет ли планирующему открытие торговой или «питательной» точки, индекс потребительских цен? Значительно важней обратить пристальное внимание на динамику и тенденции регионального рынка. Знающий человек сможет подобрать такую информацию за пару часов поисков в сети.

Правительственными специалистами изобретены первичные индикаторы, которые, несмотря на существующие в них ограничения, удобны в использовании. Но не всеми. Ключевые макростатистические данные все, в определённой степени, полезны для «обмера» экономических систем, но нуждаются в уточнении с учётом происходящих изменений.

Для крупных игроков важны всемирные тенденции в сфере занятости, стоимости товаров. Но национальными индикаторами они учитываются не так точно, как хотелось бы, что не позволяет сделать безошибочный прогноз. Более того, решение конкретных вопросов может быть только затруднено собирательными индикаторами, учитывающими общие данные.

Властям следует отыскать свой способ применения глобальных данных для более точного выстраивания своей политики с учётом особенностей региона для правильного прогноза успешности замышляемого бизнеса, принимая во внимание различную ценовую политику для каждого региона. Задача непростая, но вполне решаемая.

Как властями разрубается узел определённых проблем? Как определяется политика? Как глобальными компаниями вырабатывается стратегия? Как предпринимателями управляется бизнес? Какова структура трат населения? Могут ли эти вопросы быть решены при помощи прогнозных индикаторов XX века? Похоже, что нет.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Некоторые дипломированные экономисты убеждены, что само явление, именуемое «экономикой», затрагивающее всех в равной мере, — допущение, если не вымысел. Они называют это существенным барьером на пути прогресса. ☆★

Сконструированные в ХХ веке показатели были тогда во многом полезной информацией. Но сейчас любой пользователь всемирной сети имеет доступ к большему объёму данных, чем статистический институт 50-70 лет назад. Необходимо научиться использовать имеющиеся возможности для нахождения тех показателей, которые установлены для успеха бизнеса. Для этого нужно суметь точно сформулировать вопрос, без этого искомого ответа не получить. И итогом станет избавление от академичных, лишь путающих бизнесмена и обычного человека экономических мифологем.