Пластиковые рубли — в поиске Родины

Назад

Весь список антироссийских санкций Западом пока не оглашён, возможен здесь и ряд запрещённых приёмов. Невзирая на это, некие финансовые «притеснения» уже функционируют. Вследствие этой кампании, радужный облик поставивших себя в центр вселенной США день ото дня тускнеет в глазах инвесторов. Даже собственных. Подкреплённые неполной адекватностью наших геополитических соперников идеи о необходимости перехода на собственные платёжные системы, привели к выводам о насущности «национализации пластика», несмотря на то, что у денег родины нет.

Гонка глобальных спекулянтов за нашими активами стартовала незамедлительно после крымского референдума, что доказал заметный рост отечественного фондового рынка практически на 7% за день. Инвесторы США начали энергично переводить капиталы в фонды, инвестирующие в РФ.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Терявшие вес российские акции пошли вверх. За этим последовало «последнее предупреждение» от американских властей инвесторам в Россию. «Биржевые комиссары» из SEC в попытке «предотвратить потенциальные риски вкладчиков», посоветовали не иметь дело с «крымскими агрессорами». Особенно тем инвесткомпаниям, чья доля в российских бумагах значительна. ☆★

За этим последовало ожидаемое снижение оценок российских акций рейтинговыми агентствами, безропотно подчиняющимися указующему персту . Это, в принципе, никак не повлияло на их подмоченную репутацию. Якобы беспристрастные цифры в умелых руках составителей давно превратились в «инструмент демократизации» и наказания неугодных держав.

Ещё одним предсказуемым шагом стал отказ сладкой парочки платежных систем в проведении транзакций клиентов банков «Россия» и СМП, что затронуло интересы ещё семи кредитных учреждений. Но разве деятелям Mastercard и Visa есть до этого дело? Подумаешь, лишились комиссионных, создали головную боль российским клиентам и банкирам, зато услужили кому следует.

Этот демарш операторов пластиковых денег во весь рост поставил вопрос об актуальности независимой от заокеанских прихотей национальной платёжной карте (НПК). Проработкой регулирующих документов уже занялись в думском информационно-политическом комитете. Его члены понимают, что приниматься за это надо было раньше. Но затраченные усилия и время окупятся, так как угроза «мастерской» и «визовой» блокировки будет исключена, переход на патриотичную карту будет доброволен. Если, конечно, санкции «большой двойки» не сделают его принудительным.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Трудность адекватности симметричного русского ответа — в законе, регулирующем национальную платёжную систему (ст.17.8). Он санкционирует располагать операционные центры за границами России. На этом пункте настоял Минфин. ☆★

Другая проблема при вводе отечественной карты — инертность клиента: ныне порядка 85% пластиковых карт в РФ — это VISA и MasterСard, а многие банки другие системы не обслуживают. И порядка 120-ти миллиардов рублей наши граждане платят американцам ежегодно за использование чужого «пластика».

Залогом наших транзакций служат наши же деньги, которые хранятся в США. А вот в «отверженной цивилизаторами» Белоруссии уже давно используют «Белкарт», доля которой — примерно половина рынка.

Специалисты уверены, при законодательной поддержке на запуск пилотной версии им понадобится месяца четыре. Для чего необходимо предписать банкам — эмитировать НПК, магазинам — принимать их к оплате. А, кроме того, «перепрошить» банкоматы, чтобы программа позволяла процессинг с русской картой. Это не так дорого, особенно учитывая будущие прибыли и защищённость граждан от произвола монополистов.

В формирование нашей платёжной системы банки не просто готовы вложиться, но и уже сделали определённые шаги в этом направлении. Проект должен вскоре окупить себя. Нужна интеграция действующих отечественных платежных систем. Долгое время решение откладывалось, теперь «гром грянул», и все поняли абсурдность и небезопасность работы через управляемые извне платёжные системы.

Законодатели не собираются принуждать к жёсткому переходу на НПК, к отказу от «визовых мастеров», более удобных в расчётах, заграничных и транграничных. Они и игроки рынка понимают, что русская карта не сразу станет козырной, нужно время, рекламная политика. Немаловажно и удобство для пользователя и обслуживающих карту организаций. Широкое внедрение национальной карты — дело непростое и с технологической точки зрения, считают скептики. Этим и объясняют то, что постановление было пока положено под сукно.

Кроме чисто технических сложностей, можно ожидать и всевозможных финансовых и юридических препон со стороны глобальных платёжных систем, мощнейших организаций, которые смогут воспользоваться имеющимися в их арсенале рычагами. Такими, как «неожиданные» неурядицы с получением денег теми россиянами, которые получают деньги на зарплатные карты. Или «непредвиденные» сбои в платежах в нашей торговой системе, оплате коммунальных услуг.

Хочется надеться, что в верхах понимают все сложности процесса. Необходимость реальной оценки всех затрат. Невозможность локализации, даже полной оторванности от мира в XXI веке. Тем более, в информационном поле. Есть вероятность того, что после введения НПК возникнут трудности в полной совместимости русской и действующих ныне платёжных систем. Присутствует и неизбежность серьёзных инвестиций в нового игрока рынка, в формирование новой инфраструктуры. И, наконец, не обойтись без затрат бюджета на помощь банкам в переходе «через майдан».

Видимо, власти всё же осознают, что отечественным кредитным организациям придётся перебросить многомиллионные инвестиции с действующей банковской операционной системы в новую, вложиться в обеспечение её банкоматной инфраструктуры и системы безопасности. Но видя все риски, в том числе, учитывая неприятие «бесовской системы», тем более чужеземной, рядом радикальных верующих, похоже готовы к решительным шагам, а не просто к принятию законодательного решения…