Финансовая поддержка регионов — одна из важнейших задач властей и… расходных статей российской казны. Но качество её воплощения в жизнь почему-то не даёт субъектам Федерации улучшать своё материальное положение. Более того, они становятся жертвами бюджетного кризиса. В году текущем затраты всех территориальных единиц РФ без исключения, включая Москву, превысят доходную часть. Причём, не помогут и федеральные трансферты. Что же стало причиной этого? Ошибки местных властей? Всемирный кризис? Но он не слишком ударил по государственной казне, которая от любого касания может треснуть.
И причиной этого взрыва станет отнюдь не пустота, а переполнение «кубышки». Несмотря на сетования финансового ведомства, на его требования повышения налогов, эксперты видят альтернативные резервы эффективной экономии средств бюджета.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Путь предложен в сентябре 2013-го главой думского политэкономического комитета Игорем Руденским, в ответ на инициативы Минфина по радикальному сокращению трат, включая социальные расходы. Он утверждал, что на счетах федерального бюджета неиспользуемые остатки средств быстро растут, и полгода назад составляли свыше семи триллионов рублей. ☆★По нормам Бюджетного кодекса регион обязан расходовать на собственные нужды минимум половину доходов, зарабатываемых на своей территории. Но её невыполнение даёт толчок федеральному центру к изъятию «лишних» средств у регионов. Раздаются они потом неохотно, что породило обвинение в том, что благодаря этому зависимость губернаторов от федеральных властей увеличивается.
Как бы то ни было, деньги, собранные Минфином со всей России, а затем распределяемые им же в виде гострансфертов до мест доходят. Они рассчитываются по крайне непростой формуле, требующей немало исходных данных. В основание же системы финпомощи регионам заложен среднестатистический принцип. Её направляют, прежде всего, не на решение практических задач, а для того, чтобы субъекты были приближены к «бюджетной обеспеченности» по российскому среднестатистическому уровню.
В то же время в РФ — внутренние различия грандиозны. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Разрыв в уровне цен в Астраханской области и на Чукотке — более, чем в 28 раз. ☆★ А потому межрегиональное перераспределение средств — несомненная необходимость.
Но действительно ли власти, не берущие на себя конкретных обязательств, озабочены осознанием сущностного смысла этого среднего уровня? Или им важно приближение к этой цифре небогатых регионов? И близок ли прожиточный минимум к минимальным социальным стандартам по обеспечению больницами, школами, другой инфраструктурой? Пока власти не только не гарантируют гражданам необходимое для нормальной жизни, нет даже документов, декларирующих это целью.
Экономический же потенциал регионов оценён на основании «валового регионального продукта». Причём, вводя его, Росстат честно сигнализировал, что этот показатель — не для количественных, а для качественных сравнений. Он позволяет определить степень развития региона, но не справедливо разделить средства. Рассчитывается ВРП долго, после обработки всех данных, и распределяются средства казны только на основе прошлогодних данных. То есть, итак не всегда достаточная информация устаревает.
Но и кроме этих трансфертов, источников денег для субъектов РФ немало. Они несколько корректируют огрехи базовой формулы. Но не помогают решить главных задач. И не помогают выработать целостную политику финансирования регионов, не давая полной картины их бюджетного положения. Местные бюджеты вгоняются в кредитную кабалу. Это имеет лишь один плюс: рождается сравнительно объективное мерило их состояния — величина долга.
Главным образом, финансово-региональная политика — заделывание дыр, число которых увеличивается, межрегиональный разрыв обостряется, сводя на нет смысл существования усреднённых принципов контроля и распределения. Усиление же бюджетной дисциплины отнюдь не расширяет возможности хозяйственной инициативы с мест. Но, и не препятствует злоупотреблениям.
Положение ухудшается нацеленностью правительства на скопление максимального объёма денег в федеральном бюджете. Но выигрывают ли от того, что казна буквально переполнена деньгами, бюджетники на местах?
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По информации Михаила Делягина, ежемесячная компенсация весьма непростого труда медсестры «кое-где у нас порой» составляет 6 000 рублей в месяц. Ему сообщают и о жалованиях менее 4 000, а ставка школьных учителей за границей МКАД, обычно, приблизительно равна прожиточному минимуму. ☆★Этим представители ключевых профессий превращены в отщепенцев, приговорённых к чудовищным условиям, даже не жизни, — прозябания. Повышение зарплат бюджетникам теперь — задача регионов, не получающих оговоренного финансирования. В итоге некоторые субъекты попали в кредитное рабство после одалживания требуемых средств. Другие подняли зарплату учителям, врачам, сократив штат и увеличив нагрузку на оставшихся. Это привело не только к ухудшению качества их работы, но и к очередному витку ликвидации как «боевых единиц» школ и больниц, что превратило эти области в непригодные для проживания.
Похоже, продолжение этой политики бюджетного подавления регионов не согласуется не только с развитием страны, но и с её существованием. И положительные инициативы руководства по-прежнему саботируются воплощающими их в жизнь. Думается, что пора уже спрашивать за саботаж более строго.