Инфляционные игры с кредитным голодом

Назад

Единороссами в Госдуму внесён проект коррекции закона, регулирующего работу Центробанка. Он определяет ключевую ставку регулятора в 1%, и превышать её запрещает. По убеждениям инициаторов, данная мера ограничит кредитные ставки для предпринимателей пятью процентными пунктами вместо нынешних непозволительно высоких. Это позволит кредитовать отечественный бизнес под низкий процент, о необходимости чего ещё летом прошлого года заявлял президент, призвав руководство банков, — центрального и коммерческих, — найти оптимальное рыночное решение по уменьшению ставок.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: КПС, Ключевая процентная ставка — устанавливаемая регулятором на обусловленный временной период кредитная и депозитная ставка. Важна для установления процентных ставок российских коммерческих финансовых учреждений. Повышение КПС обычно влечёт упрочение национальной валюты и оказывает, по мнению ЦБ, непосредственное воздействие на уровень инфляции, снижая её. ☆★

Последнее повышение КПС, — с 5,5-ти процентов до семи, — Центробанком произошло в начале марта. Этим регулятор планировал отвести инфляционные риски, оказать поддержку финансовой стабильности банковской системы в целом, замедлить рост цен. Риски возникли в связи с отмечаемым повышением уровня волатильности рубля, связанным с усилением давления на него из-за обострения ситуации на Украине.

Набиуллина до смены кресла главы Минэкономразвития на — ЦБ отстаивала позицию, чтобы регулятор оказал поддержку экономике снижением ставок. Однако, пожелания остались словами, «цена денег» сохраняется на прежнем уровне, который достигает двадцати процентов годовых. Уменьшение ключевой ставки до минимума, на взгляд единоросса Фёдорова, приведёт к понижению размера всех плат кредитуемых. Приемлемая величина КПС, по версии законотворца, — 1%

Но всё ли настолько однозначно и линейно? С одной стороны, сокращение ключевой ставки регулятором позволит понизить «индекс кредитования». Но реально уровень в 4–5% будет доступен лишь крупным корпорациям. Для среднего бизнеса он был бы порядка 7-10% из-за рисков заимодавца, что конечно тоже не так плохо.

При этом уровень КПС — это хрупкое равновесие между темпами роста инфляции и экономики. Понижение показателя означает фактический обесценивающий удар по депозитам. Ведь если поправки будут приняты, ставки по вкладам упадут до 4–5%. В результате чего, доходность по вкладам и близко не покроет инфляцию.

Конечно, такое внимание к заёмщикам похвально, однако КПС — не единственный фактор, оказывающий влияние на развитие отечественного бизнеса. Меры должны быть комплексными, выходить даже за границы экономики, охватывать решение административных вопросов и проблемы коррупции. Одной ставкой все вопросы кредитования российского бизнеса не решить.

Кроме того, эта инициатива подразумевает серьёзную эмиссию и раздачу рублёвой ликвидности банкам. ЦБ отказывается от прямого контроля над валютным курсом, переходя к управлению КПС, воздействующей как на курс и бизнес-активность, так и на инфляцию. Этот показатель — именно та реальная ставка, под которую финансовые учреждения смогут получить деньги. И кредитный показатель цены денег обратно пропорционален их объёму на рынке.

Это приведёт к тому, что рубль как инструмент инвестирования потеряет привлекательность. Говоря иными словами, значительное снижение денежной цены приведёт к оттоку капитала, а вместе с этим, к — обрушению курса рубля и резкому поднятию рублёвых цен.

Кроме того эксперты сильно сомневаются, что имеется хоть какая-то перспектива, что рублёвая ликвидность при этом всё же дойдёт до малых предприятий. США, в последнее время энергично продвигавшие «политику доступных денег», попросту не добились трансмиссии всех этих средств в экономику реальную.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Часть экспертов уверена, что инициатива Федорова — весьма опасный популизм, и её воплощение в жизнь принесёт стране, вдобавок к гиперинфляции и обвалу рубля, хаос в экономике. Принятие и осуществление обсуждаемого предложения вынудит ЦБ воздержаться от главного канала рефинансирования финансовых организаций — фьючерсных сделок с ценными бумагами (сделок РЕПО). ☆★

Конечно, такие меры смогут на время улучшить экономическое положение, так как их применение окажет положительное влияние на занятость населения. Кроме того, повысятся шансы создания эффективных производств. Но другой эффект будет не столь радужным, следствием может быть формирование переизбытка финансов в экономике, с последующей девальвацией государственной валюты.

Подобные ничтожные ставки на уровне одного процента могут стать не просто «пузырём, а настоящей финансовой грыжей». В нашей стране деньги, большей частью, заметно дороже, чем практически во всех экономиках, называемых «развитыми». Эксперты считают, что простое понижение этого банковского показателя — дело несложное. Но путь России, скорее, должен быть проложен не по стезе стимулов, а по линии качественных перемен.

Многие специалисты указывают также, что в текущих условиях, которые напрямую связаны с оттоком капиталов и усугублением геополитических рисков, уменьшение ставок едва ли будет содействовать стабилизации на валютном рынке РФ.

Нельзя не учитывать того факта, что сложившая к настоящему моменту плата по кредитам на рынке в большей степени обусловлена совокупностью моментов: экономическим состоянием, рисками, уровнем инфляции, чем уровнем КПС. Давление на ставки не оказывается лишь одним фактором. Они зависят и от того, что наша экономика требует проведения структурных реформ, способных улучшить бизнес-климат, понизить риски. После этого снизятся и столь важные для инициаторов закона показатели.

А осуществлять необходимое кредитование по низким ставкам можно и без изменения КПС. Правда, это потребует изменения всей банковской системы и фактический отказ от экономики ссудного процента. Но это придётся делать в любом случае, так как современная мировая банковская система с её частичным резервированием уже трещит по швам и жить ей осталось недолго, в лучшем случае — несколько лет, в худшем — пару месяцев.