Либерал-демократическими думцами подготовлены законодательные коррективы, дающие санкции на финансовые репрессии в отношении торговцев, неоправданно, по мнению инициаторов законопроекта, повышающих цены. Эти полномочия получат соответствующие контрольно-надзорные органы, а именно — Федеральная антимонопольная служба на пару с Роспотребнадзором. Планируется также усиление покупательского и правозащитного контроля. Наказанию могут быть подвержены коммерсанты за краткосрочное безосновательное повышение цен.
Все мы нередко сталкивались с тем, что перед определёнными праздниками стоимость пользующихся повышенных спросом товаров существенно поднимается. В канун Масленицы заметно повышается цена на красную икру, перед Пасхой — на яйца, накануне Дня знаний и 8-го марта — на цветы. Можно привестии другие примеры.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В Архангельске, где обострились затруднения с водоснабжением, продавцы воспользовались этим, задрав цены на воду, разлитую в бутылки. Это было классифицировано как «использование осложнений для кратковременного безосновательного вздутия цен». ☆★
Интересно, какие санкции будут применены к владельцу павильона, у которого летом случилась локальная авария энергосистемы? И хозяин, поняв, что мороженое не спасти, вынес лоток с лакомством и бесплатно раздавал его детям. Накажут за необоснованное понижение цен? Или продавцов ёлок, которые часа за три до Нового года покинули базар, оставив для любого желающего товар, ещё пару часов назад приносивший заметную прибыль? Возникает ещё один очень интересный вопрос: когда хозяин точки общепита нарушает закон: днём, когда бизнес-ланчи относительно недороги или вечером?
Впрочем, инициаторы законопроекта подобную ситуацию не рассматривали, а ограничились предложением о внесении поправок в ряд законов, регулирующих торговлю, защищающих права потребителей и конкуренцию. Также несколько подкорректировать планируется и Административный кодекс в части норм, устанавливающих ответственность за беспочвенное завышение цен.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Один из инициаторов поправок, цель которых — лишить недобросовестных коммерсантов возможности использовать сложные положения для наживы на покупателях, находящихся в безвыходной ситуации, — сын Владимира Жириновского. Он надеется на то, что гражданам страны инициатива придётся по нраву, и они, вместе с правозащитниками усилят контроль над злоупотреблениями, которые будут администрироваться ФАС и Роспотребнадзором. ☆★
Трудно понять, как определение: «морально необоснованно» применимо к розничной торговле, особенно на бумаге, подготовленной парламентарием. Продавец, да и производитель, должны планировать свой бизнес. Так, например, изготовители кваса, понимая, что холодной зимой не сможет продать столько же, как и в жаркое время, переориентируют линии на выпуск согревающей медовухи.
Конечно, разнообразным обществам и организациям — «полузащитникам» всевозможных прав, в том числе потребительских, нужно заняться чем-то реальным. Думцы надеются, что они помогут ФАС, различным инспекциям в осуществлении контрольно-надзорных функций. Но неужели коммерсантов заставят продавать шубы по одной цене в октябре и в мае?
Впрочем, один из руководителей думского комитета по предпринимательству и экономической политике считает, что зачастую завышение цен не только не аргументировано экономически, но и неправильно с моральной точки зрения. Он, безусловно, согласен, что предложение рождается спросом, однако ряд коммерсантов зарабатывает, используя некоторый дефицит определённых товаров в определённый временной период, а не на обороте.
В начале марта запрос в ФАС был сделан другим депутатом, бросившимся на защиту мужчин, чьи кошельки страдают перед Женским днём. Просьба касалась проверки цветочного рынка на предмет ценового соглашения. Результаты проверки пока не оглашены, но вот в Думе подсчитали, что цветы в начале марта дорожают очень существенно, отмечены показатели до трёхкратного увеличения цен.
Парламентарием определены направления, в которых он планирует свои действия. По отношению к недавнему товару ажиотажного спроса — цветам, ФАСу предложено проследить, есть ли факт монопольных поставок подарочных растений к празднику. В случае такой возможности — антимонополисты получат право регулировать цены. Другая мера — развитие цветочного рынка. Только вот утверждение, что увеличение числа цветов на душу населения до уровня Голландии, не будет приводить к скачкам цен перед праздниками, весьма спорно. Ведь они, как и новогодние ёлки — не товар ежедневного постоянного спроса.
Потому объясним скептицизм других депутатов, осторожно относящихся к предложениям такого рода, которые формируют вероятность произвола контролёров по отношению к бизнесу. Но важнее то, что эти меры могут нанести удар по отечественному инвестклимату, который и без подобных шагов не идеален.
Значительно более взвешенное предложение: поиск иных методов воздействия на предпринимателей в ситуациях, названных «экстремальными». В частности, форс-мажорная ситуация, произошедшая в Архангельске, должна быть «погашена» при помощи вмешательства региональных властей, и не только путём проведения разъяснительной работы с предпринимателями.
Может быть, и самим думцам попробовать поговорить, объяснить ситуацию в стране не только цветочным картелям, ёлочным синдикатам, шубным олигархам, но и газовикам и железнодорожникам? А. может быть, сверху попробовать регулировать не только цены, но и спрос? А ведь раньше так и было. Помните реплику продавца, ходовую во времена антиалкогольной компании: «больше двух в одни руки не давать».
Безусловно, рынок никогда и нигде не регулировал себя сам, и правила рыночной игры определялись государством. Конечно, оно должно осуществлять контроль, чтобы рыночная деятельность не угрожала жизни и здоровью граждан. Но это не значит, что власти должны влезать в каждую щель. Ничего страшного не будет, если мужчина раз в год купит своей любимой букет не за пятьсот рублей, а за полторы тысячи. Если покупает, значит, деньги есть, и он их готов потратить. Не было бы денег, он бы и за 500 рублей не купил.
В том, что рынок на этот периодический спрос реагирует, нет ничего страшного. Ведь коммерсантам тоже надо на что-то жить. Если эти скачки цен не угрожают жизни и здоровью населения — вреда здесь нет. Заметно и не всегда мотивировано повышается стоимость жизненно необходимого: воды, электричества, основных продуктов питания? Вот тут государство должно сказать своё веское слово. Для начала властям следует присмотреться к обоснованности роста тарифов российских монополий. Ведь во многом именно он влечёт к увеличению прочих цен, а уж никак не наоборот.
Да и величину банковских процентов по кредитам вряд ли можно отнести к экономически оправданным. Здесь для думских инициатив — поле непаханое. И очень не хотелось бы, чтобы оно таким же и осталось.