Многих удивило предновогоднее заявление российского «главного по рюмочкам», — ведущего нарколога страны Евгения Брюна о том, что в России потреблять алкоголь стали меньше. Причём, это — не «временные трудности», а тенденция, обозначившаяся уже несколько лет назад. За четыре последних года наши соотечественники стали выпивать на четверть меньше абсолютного алкоголя. И это самоограничение, — а, может быть, просто появилось, чем занять себя, — позволило нашей стране покинуть малопривлекательное четвертое общеевропейское место и обосноваться в более приличной компании в середине списка.
Пять лет назад больше россиян пили лишь друзья по бывшему соцлагерю и СССР — молдаване, чехи и венгры. Теперь у нас — «более приличное» окружение.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 2010-м на душу российского населения было потреблено почти 18 литров абсолютного спирта; годом позже показатель снизился до цифры 15,8; 2012-й — 15,6. 2013-й дал сокращение в алкогольном потреблении на 13 (!) процентов, что в абсолютных цифрах дало — 13,5 абсолютно-спиртовых литров на человека. Чуть меньше показатель у фешенебельных немцев, британцев, — в других анкетах они вообще «на пьедестале», с финнами и ирландцами, — и французов. ☆★
Но главный отечественный нарколог не почивает на лаврах, отмечая прогресс в цифрах, а не в умении и культуре выпивки. В числе главных промахов названы: питиё крепкого алкоголя большой порцией и залпом, а также неправильную закуску. Теперь профилактику алкоголизма будут проводить по разрабатываемой дорожной карте.
«Соседство по барной стойке» с русскими варварами, безусловно, обидело цивилизованных европейцев. А зря: во-первых, не с каждым мы за один стол сядем, во-вторых, в Британии пьют никак не меньше. Немцы приняли решение о «перекалькуляции», заказав исследование своему центральному банку. Статистики Deutsche Bank с немецкой педантичность и обстоятельностью просчитали динамику потребления алкоголя за 20 лет.
Возможно, то, сколько выпито немецким крестьянином в 1995-м магазинного алкоголя, а также изготовленного лично пива, вина, шнапса, и подлежит исчислению. Но с какого потолка были взяты цифры по этим показателям в молдавском селении? Сомнительно, что спонсируемые немецкими банкирами статистики ответят на этот вопрос.
Они, похоже, решили похоронить заказчиков под грудой цифр, касающихся потребления спиртного и табака, продуктов питания, разнообразных промышленных товаров, одежды, обуви, бытовой аппаратуры и так далее. Выяснено, что валовые мировые потребительские расходы увеличились с $12,4 триллиона в 1990-м до $40,5 трлн. в 2013-м. Это — цифры абсолютные, без учёта инфляции. Даже, принимая во внимание то, что в статусных странах она ниже, чем в РФ, и пара процентов, умноженных на 20 лет, несколько меняют картину.
Выросли и отечественные потребительские расходы, которые опять же указаны без уровня цен, что просто смешно для России «на переломе». 1990-й — $249 миллиардов или $1900 на душу населения. 2013-й — $1,03 трлн. ($6950). Как можно сравнивать потребление этих лет, не учитывая уровень цен? Глобальный лидер в графе «потребительские расходы», безусловно, США — $11,5 трлн. Второй — Китай ($3,6 трлн.; 1990-й — $197 млрд.). Но цифры эти — валовые, без учёта числа жителей. «Подушный» учёт существенно поменяет места стран в таблице
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: И по другим неполезным привычкам мы далеко не впереди планеты всей. В потреблении спиртного и табака лидерство уверенно удерживают США, где на это тратится $207,5 млрд., доля в глобальном рынке — 19%. Вторыми в этом списке — японцы: $99,2 млрд.; доля — 9%. Россия — на «пьедестале почёта»: $65,3 млрд., 6%. При этом население нашей страны вдвое меньше американского, но чуть больше японского.☆★
Исследование провозгласило, что россияне на пиво тратят на 50% больше, чем на крепкие напитки. Ну, может быть… а вы слышали о широком распространении «самоварного» пива? Статистика выдала цифру, что в рейтинге пития пенного Россия — соседка Германии по потреблению на человека. Это подтверждают и другие «пьяные индексы»: составленные CNN, а также англосаксонским агентством Askmen.
Данные Deutsche Bank гласят, что китайцы тратят на продукты питания и напитки несколько меньше, чем американцы: $608,4 млрд. против $698,4. Но население КНР почти вчетверо больше. Да и то лишь официально просчитанное. Видимо, азиатские национальные блюда дешевле многоэтажных гамбургеров и колы.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Россиянами на провиант потрачено $285,8 млрд., немного мы обошли индусов (283,6). В структуре расходов на еду у граждан РФ наибольшие — на мясо; $82,8 млрд. Эта сумма почти идентична суммарным тратам на крупы и молочные продукты. Японцы всей страной проели $507,3 млрд. Данная цифра говорит о запредельном уровне цен в стране или об обжорстве островитян? ☆★
Население РФ немало тратит на кофе, в год — $7,6 млрд.; США — $11,8 млрд. Японии — $10,8 млрд. Японцы третьи и в тратах на медицинские услуги, уступив всем американцам и всем гражданам КНР.
Конечно, статистика — наука неточная. Кто считает, и как? Неужели выезжают во все полторы сотни стран, попавших «под калькулятор»? Как учитывается потребление продуктов, выращенных на приусадебном участке? Получается, что средний американец значительно больше других ест, а после ничего не остается, как усиленно лечиться.
Эти исследования показывают, что скорость, набранная Россией, — хочется верить, преодолевшей кризисы, вызванные перестройкой, — впечатляет. К сожалению, это относится пока лишь к темпам потребления. А вот насколько данные цифры показательны для того, чтобы сделать выводы об улучшении экономического состояния социума, ответить непросто. На сегодняшний день динамика перемещений «из» и «в» Россию, — включая Депардье, — только подтверждает пословицу: «Где питко, плюс едко, туда и душа горит». Кстати, почему этот новоявленный россиянин не болеет в Сочи за нашу сборную в расписной рубахе от Боско?