Минэкономразвития поделился своим сценарием по оттоку капиталов из нашего государства в начавшемся году. По оценке специалистов ведомства, эта струя не иссякнет полностью, но будет не столь интенсивной. Эксперты прогнозируют, что «уплывёт» из РФ меньше денег, чем в 2013-м, когда они смогли отследить отправления за границу в размере $57 миллиардов. Тенденция приобрела стабильный характер, однако, в обозримом будущем, воспроизведения картины недавнего времени ожидать не следует. При этом стоит вспомнить, что в 2006-2007 годах приток средств в Россию превысил вывоз, а потом пришёл кризис…
Кроме всего прочего, чиновники, призванные развивать экономику, не исключают, что ситуация несколько обострится, и кампания по деоффшоризации отечественного бизнеса на первых порах приведёт к странному, с первого взгляда, результату: убыль капиталов такого рода лишь возрастёт.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Ведущие экономисты, опасаясь нарушения проторенных дорожек движения капиталов, предрекают возможность превращения перемещения в односторонний поток. Они ещё в 2012-м предсказывали, что этот процесс нанесёт удар по инвестициям, прямым и портфельным, возвращавшимся через оффшоры в Россию. Ведь недаром же ряд лет Кипр держал первенство среди иностранных вкладчиков в российскую экономику, но бесспорно, что вовсе не киприоты инвестировали в РФ. ☆★
Пессимистичен и прогноз центра стратегического анализа ФБК, специалисты ожидают оттока уровня $70-80 миллиардов, указывая на то, что при подготовке мер по деоффшоризации отечественной экономики, ухудшающуюся глобальную экономическую ситуацию также необходимо учитывать.
Впрочем, в любом случае прекратить уход капиталов полностью не удастся, ведь Россия включена в мировую экономику. Вывоз капитала сопровождает реализацию каждого значительного международного проекта, где участвуют российские предприятия. Порядка 40% законно выведенных денег — экспорт прямых инвестиций, то есть вклады наших компаний в зарубежные активы.
Инициатива в экспорте отечественных инвестиций перехвачена крупными госкомпаниями и госкорпорациями. Масштабы же инвестиций частного бизнеса резко сокращены, в связи с невозможностью добиться должной эффективности экспансии. Это не удивляет специалистов. Россияне активно вывозят прямые инвестиции порядка десяти лет. За такой временной интервал опыт инвестирования за рубеж не наработан в полной мере, наши коммерсанты ещё не овладели всеми тонкими моментами зарубежной экспансии.
Это — следствие ряда ошибок, таких как инвестиции не в многообещающие и высокодоходные высокие технологии, даже не в финансовый сектор либо экономику услуг, а вложения в дорогие энергосырьевые проекты. Теперь они встали перед необходимостью частично избавляться от иностранных активов, чтобы рассчитаться по долгам. А ведь другие страны БРИКС имеют больший опыт, они ведут подобную политику не первое десятилетие, и там сформировался свой «устав» в этой сфере.
Тем не менее, есть и иной взгляд на проблему.★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Приток заграничных инвестиций в нашу экономику не покрывает её минимальные потребности. Минэкономразвития обозначен ориентир иностранных вложений в $75 миллиардов. А нынешняя их величина — $40-50 млрд. ежегодно на протяжении последних лет. В случае оптимального «наплыва» капитала положение с оттоком российских капиталов не выглядело бы столь остро. В «денежной эмиграции» повышается доля сомнительных операций, использующих более мягкие процедуры контроля Таможенного союза. Только за неполный 2013-й по ним проведено $22 млрд, за 2012-й — $39 млрд. ☆★
Таможня не контролирует передвижения товаров по маршрутам: Россия — Казахстан — Белоруссия, операторы обязаны предоставлять декларации лишь в статистической форме. Используя это, дельцы, используя «дыры», переводят деньги в оффшоры, предоставляя банку поддельные накладные. По информации ФТС, за 11 месяцев 2013-го, таким образом, из России вывели 140 миллиардов рублей.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В результате стараний ФТС и ЦБ объём таких «манёвров» в торговле сокращается. С начала 2013-го ФТС снабжает Центробанк сведениями о зарегистрированных декларациях, получая, в свою очередь от банкиров информацию о транзакциях. Создание такой «коалиции» привело и к повышению эффективности таможенного контроля.☆★
Также, в коммерции с третьими странами иногда завышается контрактная стоимость товаров, ввозимых на территорию ТС. Порой во внешнеторговых соглашениях жёсткие сроки получения финансов не указаны. Это позволяет правонарушителям неоднократно продлевать их, уходя от ответственности. В ФТС уверены, сроки репатриации денег необходимо ограничить. Такую идею анализирует и межведомственная рабочая президентская группа, противодействующая незаконным финансовым операциям.
Но главное — не это, ведь даже если удастся прикрыть известные соответствующим органам лазейки, капитал отыщет иные дороги бегства, пока ему не станет «комфортнее» оставаться в России. И наряду с возведением административных преград на пути оттока финансов следует совершенствовать и инвестиционный климат в стране.