Минэкономики, несмотря на расхождения в суждениях высших лиц ведомства по поводу российских макроэкономических тенденций последних недель, изменило свои прогнозы к худшему. При этом, одно из мнений — наша экономика апогей замедления миновала в III квартале истекшего года, после чего, впитав свежую струю, начала возвращение к жизни. Другие эксперты видят картину иначе, фиксируя продолжение торможения. Не вызывает споров, что ключевым моментом года будет динамика рублёвого курса, при этом непонятно какое влияние окажет его стабилизация на экономику.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Во время доклада на коллегии МЭР, глава ведомства озвучил свою позицию, что точка минимума пройдена, и обозначились достаточно обнадеживающие признаки постепенного исправления положения. ☆★
Аргументированы эти умозаключения выправившейся динамикой промпроизводства в IV квартале. А также выросшим, в сравнении с неблагополучным 2012-м, сельским хозяйством. Год минувший принёс рост экономики на 1,4%, доложил министр.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Однако, предварительная оценка Росстата выдала иные цифры — 1,3%, что означает «невыполнение плана» Минэкономразвития, то есть рост не дотянул до ожиданий аналитиков. ☆★ Макроэкономический советник ведомства признал, что наличие общей тенденции уменьшения темпов роста имеется, и не исключил, что оно затянется.
Андрей Клепач считает, что главные риски для экономики–2014 в «замедлении розницы». Однако он видит и тенденции к пробуждению как инвестиций, так и промышленности. А, в принципе, сохранение условий внешней торговли, сделает реально выполнимым намеченное экономическое повышение в 2,5%.
Но всё же, замминистра вынужденно признал, что данный результат будет во многом определён эффективностью действий не министерства, а тем, насколько успешна будет политика ЦБ.
Отечественная экономика, признал замминистра, при всём том, в большей степени нацелена на низкий курс нацвалюты, чем на её укрепление. По его мнению, для экономического роста этого года, как, впрочем, и прошлого, предпочтительнее более низкий рублёвый курс. Не здесь ли кроются причины недавнего ослабления рубля? Были ли при этом учтёны эффекты паники и неустойчивости, которыми может сопровождаться процесс ослабления национальной валюты?
По мнению главы МЭР, для свободного плавания российской валюты Центробанком выбран не идеальный момент. Его заместитель предостерег ЦБ, что нынешняя «неустойчивость» курса чересчур значительна, высказав пожелание, чтобы «облегчение» рубля не привело к повышению процентных ставок.
Тем временем, ни в Минэкономики, ни в рядах аналитиков, единых воззрений воздействия текущего ослабления рубля на итоги I квартала и нового года в целом нет. Ещё в середине января эксперты Сбербанка были уверены, что в стартовом квартале 2014-го нас ждёт ускорение. Но по чьему-то велению все оказались в ситуации «рукотворного рублёвого чуда», а ведь он значительнее «потерял в весе», чем иные валюты развивающихся государств.
А потому консультанты «Сбера», отмечая ошеломляющую беспомощность, продемонстрированную чиновниками, находят объяснения настроений россиян, потерявших веру, выстроившихся в очереди к обменно-валютным пунктам. И полагают, что ускорение отечественной экономики мыслимо только в условиях упрочения курса в ближайшее время, а в дальнейшем — его последующего укрепления. Вместе с тем, возможностей для импортозамещения банкиры не видят. Так же, как и роста инвестиций, которые могли бы быть итогом ослабления рубля.
С другой стороны, учёные экономисты, в противоположность практикующим, считают, что результатом ослабления рубля может стать переориентация предприятий и домохозяйств на потребление большего числа импортных товаров, увеличив тем самым показатели I квартала с использованием долговременных сбережений. Таким образом, осложнение ситуации будет только отложено на более поздний срок. Подобный прогноз вполне логичен, и ведь требуемый рост действительно может произойти. Но вот что будет потом?
Подобный сценарий, подогретый пессимистическими ожиданиями россиян, «был разыгран» в 2009-м. Но ныне специалисты не ожидают, что они претворятся в жизнь, так как подобные ухудшения настроений вряд ли будет иметь место. Немаловажную роль будет играть и то время, за которое позиции рубля будут стабилизированы.
Нынешние настроения в МЭР отнюдь не радужные. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: События января–2014 уже заставили ведомство поднять вопрос об увеличении инфляционного прогноза, и это на фоне возрастания объёмов чистого оттока капитала. В первый месяц года он, на их взгляд, уже превысил $30 млрд. при годовом прогнозе в $25 млрд.☆★
Однако потенциал увеличения инвестиций не исчерпан, причём, оно может превысить запланированные 3-4%. В какой степени получится его реализовать, будет обусловлено рядом показателей: доверие, кредитная поддержка. Кроме того, отмечено, что зачастую денежные накопления — в одних руках, а заинтересованы в инвестициях совершенно другие. Цель правительственной политики — реализовать этот потенциал. Но одно дело — задачи, другое — возможности. И осуществимость их воплощения.