Границу ежемесячного беспошлинного приобретения на одного пользователя в заграничных интернет-магазинах передвинут с отметки в €1 000 на — €150. Предусмотрены меры и против адресатов, «расчленяющих» посылки на несколько, ниже заданного максимума, — «грузовое» лимитирование, новый предел — 10 килограмм, прежний был втрое «тяжелей». Если же порог будет превышен, предусмотрены весовые и финансовые пошлины. К установлению таких норм близки профильные ведомства. Впрочем, лазейка останется: импорт через Казахстан, который пока не готов к столь строгим мерам.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Превышение установленной суммы в €150 будет, по словам главы МЭР Алексея Улюкаева, «караться» импортной таможенной пошлиной в 30%. Таможенники, в свою очередь, озвучивали предельную сумму в €200. А Минкомсвязи высказалось за первую цифру, но не на месяц, а на каждое отправление. ☆★
Замысел ограничить стоимость беспошлинных интернет-покупок был обнародован Минфином в конце 2013-го после президентского требования об упорядочении торговли через Сеть. План главы ведомства — выработать пакет предложений, отправить его на обсуждение на ЕЭК (Евразийской экономической комиссии). Принципы международных соглашений ТС и ЕАК разрешают на национальном уровне понизить ставки беспошлинного импорта, но лишь приняв соответствующий закон.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В данном случае РФ собирается пойти по пути Белоруссии, где порог беспошлинного посылочного импорта — €120. Он не менялся с октября 2007-го. В то время как в России и Казахстане эти лимиты согласованы — €1 000 и 31 килограмм. ☆★
Казахстан, однако, этой дорогой пока идти не собирается и не намерен приводить свои внутренние нормы в соответствие с будущими российскими нормативами. Правда, наши ведомства планируют скоординировать позиции по введению новых ставок беспошлинных трансграничных покупок в середине февраля. Как только договорённость будет достигнута, сетевая торговля будет переброшена в соседнюю державу, откуда отправления будут доставлены к нашему грузополучателю без уплаты всяческих пошлин.
Если обратиться к статистике, то данные ФТС таковы: в 2012-м в РФ было доставлено порядка семи миллионов посылок, суммарная стоимость которых — €2 800 миллиона. В случае, когда беспошлинный посылочный лимит будет понижен нашими властями «автономно», без учёта других стран, ряд компаний сориентируется, и попытаются переадресовать поток бандеролей на Казахстан.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В конце января появились сведения, что крупнейшими глобальными операторами экспресс-доставки (в этом числе — FedEx, DHL, TNT, PonyExpress, UPS), объединившимися в Ассоциацию экспресс-перевозчиков, будет прекращён импорт в РФ тех грузов, которые содержат товары личного пользования. Это подтверждено российским представительством одного из операторов. ☆★
В случае одностороннего ограничения можно допустить, что Россия будет вынуждена вводить дополнительные меры контроля над передвижением товаров из Казахстана. При пересечении товаром границы между государствами Таможенного союза, должна будет заполняться «специальная форма». Цель данного бюрократизма — госучёт потоков товаров. Но этот документ теоретически может быть использован и для контроля осуществляемых поставок.
Если граница беспошлинных трансграничных интернет-отправлений будет сдвинута к отметке в €150 за посылку, потоки значительно не уменьшатся, ведь операторы констатируют, что в предложенные ограничения укладывается основная масса грузов, почти 80%. Так что тот, кто покупает для себя, а не для перепродажи, пострадает не слишком.
В случае, когда отправления будут ввозиться по частям из-за нового лимита на разовую покупку, это существенно затруднит жизнь перевозчиков.
Конечно, эта мера, призванная несколько ограничить аппетиты россиян на покупки в ряде заграничных интернет-магазинов и в то же время — наполнить казну, лишит сетевой шоппинг привлекательных цен. Но тут немаловажен вопрос, пойдёт ли Россия на принятие закона, регулирующего таможенные ставки, в одностороннем порядке?
Ведь её граждане, привыкшие к сносным ценам на брендовые изделия по дешёвке, особенно приобретающие их в торговых количествах, могут вдруг оказаться в «товарной блокаде». Кроме того, изоляцией угрожают глобальные операторы доставки. И, самое главное, как регулировать отношения внутри ТС?
В свете сказанного, может быть, чем-то стоит пожертвовать? Особенно если эта мера действительно достигнет цели, поставленной президентом. Лишь бы и деньги, изъятые из карманов любителей импортных товаров, были брошены на развитие инженерной инфраструктуры, а не на удовлетворение финансовых аппетитов крупных российских ритейлеров. Впрочем, даже если ситуацией воспользуются отечественные сетевые торговцы для развития своего бизнеса, для их роста до реальных конкурентов иностранцам, это тоже неплохо. Наверняка, часть интернет-покупателей будет недовольна, но возможно, что «овчинка» стоит выделки.