Три российских реквиема для оффшоров в исполнении Минфина

Назад

Россия — один из мировых лидеров в оффшоризации национальной экономики. Надо отметить, что специфика этого явления, как и многого другого у нас, не имеет аналогов. Основные иностранные инвестиции поступают в РФ из льготных налоговых центров, туда и уплывают деньги из страны. Естественно, это является объектом внимания и головной болью властей. Минфин, откликнувшись на призыв президента, вплотную взялся за подготовку нормативной базы, которая станет основой для деоффшоризации экономики: в разработке правительственных финансистов — три законопроекта.

Реализация любого из них, уверен глава ведомства Антон Силуанов, способна привлечь в отечественную казну десятки миллиардов рублей. Законопроекты — на стадии завершения, вскоре будут внесены в Госдуму. Но решать эту задачу следует без «нахрапа», деликатно, с учётом специфики российского бизнеса.

Один законопроект коснётся раскрытия предприятиями своих бенефициаров. В ведомстве обеспокоены значительным числом зарегистрированных в оффшорах компаний из РФ. Те не платят налоги там, где осуществляется их деятельность, располагаются управление предприятий, их рабочая сила, основные фонды.

Вторая законодательная инициатива затронет «иностранные» компании, контролируемые из нашей страны. В случае, когда такая фирма выплачивает дивиденды материнскому предприятию, Минфин видит свою задачу в начислении суммы налогов, учитывая деятельность заграничной «дочери».

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Осторожность шагов России будет заключаться в том, что страна намеревается пока оставаться в рамках заключённых соглашений, позволяющих избежать двойного налогообложения, несмотря на призывы к противоположному со стороны, например, «Роснефти». В Минфине подчёркнуто, что РФ не имеет подобных соглашений с, в полном смысле слова, оффшорными юрисдикциями. ☆★

Третье предложение Минфина имеет отношение к раскрытию компанией сведений о владельцах для участия в госзакупках. Властям надлежит понимать, кто собственник подобной фирмы и где платятся налоги. При условии, что российская компания зарегистрирована в оффшоре, Минфин будет требовать регистрацию, с целью, чтобы деньги, полученные от госзакупок, оставались в России и работали здесь.

В Минфине прекрасно понимают, что для реализации задач, поставленных на повестку дня, потребуется как «кнут», — а именно — административное воздействие на бизнес, всевозможные ограничения при получении неких преференций от государства, — так и «пряник». Подобное сочетание мотиваций в ведомстве считают вполне разумным.

Важен, по мнению правительственных финансистов, и «распорядок применения мотиваторов». Уже, похоже, разработана и соответствующая стратегия. «Пряник» планируется употребить раньше «кнута». Кроме того, Минфин уверен, что величина вознаграждений должна заметно превышать размер «отрицательных стимуляторов».

Ведомство решило, что если полностью остановить явление в ближайшее время крайне сложно, то следует встать во главе событий. И устремить реку по иному руслу. В настоящее время отечественному бизнесу, существующему в условиях формирующейся экономики, приходится постоянно сталкиваться с довольно тяжкой налоговой нагрузкой. Она сопоставима с функционирующей в развитых государствах, и, несмотря на то, что эта проблема нередко обсуждается на различных уровнях, остроты своей не теряет.

Вместе с тем, насколько либо значимые налоговые льготы для быстрорастущего бизнеса, желающего инвестировать «длинные деньги» в экономику России, не предусмотрены. Кроме того, эксперты считают столь же существенной проблемой регулятивную налоговую нагрузку.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Регулятивный принцип (философский термин)— вносящий планомерность, определяющий направление развития событий. ☆★

С 2000-го года число правил, количество нормативных актов повысилось более чем троекратно. А, кроме этого, бизнесмен лишён уверенности в стабильности экономики и в предсказуемости ситуации. Численность разного рода ревизоров, контролирующих инстанций, с каждым годом увеличивается. Предпринимательство так и не стало опорой экономики. Возведённые помехи сделали из бизнеса «калифов на час», вынужденных сооружать хлипкие времянки, взамен воздвижения значительных и прочных, эффектных и эффективных сооружений.

Кроме этого, специалисты считают, что наши предприниматели лишены чувства вовлечённости в успешный проект под названием «быстро растущая отечественная экономика». И это, в том числе, вынуждает бизнес искать более тихие и безопасные гавани. Преимущественно административные способы противостояния оффшорам способны дать реальный результат только при устойчивом притоке капиталов в страну.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Капитал на протяжении двадцати последних лет из России «бежит». Ввоз превысил утечку только по итогам 2006-го и 2007-го годов. Данный временной отрезок, — чистого ввоза капитала, — был уникален для нашей страны.Почти всю сумму ввезенного капитала (а это — порядка $120 млрд.) предприятия конвертировали в рубли. Но кризис прекратил этот спекулятивный приток и привёл к дефициту валюты. ☆★

Помогут ли принимаемые Минфином меры в деоффшоризации экономики? В полной мере — вряд ли, хотя, конечно, какой-то эффект от них будет. Но что делать с инвестициями? Не секрет что основные вложения идут от наших же российских фирм из «тихих омутов». Как активизировать процесс инвестирования российской экономики?

Возможно, Россия будет вынуждена всерьёз рассмотреть возможность организации собственной специальной налоговой зоны. Специалисты считают, что наиболее удобной точкой для его размещения станет Калининград, находящийся в окружении стран Евросоюза. Также возможны такие варианты, как Дальний Восток, либо, например, район Сочи. При грамотной организации подобный оффшор может выступить в роли центра привлечения, а не оттока капитала.