В чём же причина того, что граждане России имеют возможность оплачивать налоги в электронном виде лишь через онлайн-банкинг, и почему оказание данной услуги не имеет большого успеха среди банков? Ответы на эти и другие вопросы пытаются найти в управлении ИТ ФНС, видя препятствие в том, что Налоговый кодекс предусматривает значительные ограничения для осуществления налоговых платежей. В частности, кредитные организации лишены права взимать с них комиссию, что приводит к тому, что банки не горят желанием заключать соглашение с ФНС.
Российские налоговики в настоящее время готовы заключать абсолютно публичное соглашение с любой депозитно-кредитной организацией, но вот жаждущих подписать такой контракт немного. Об этих проблемах рассказала Татьяна Матвеева, глава управления ИТ ФНС, выступая на прошедшем в ноябре CNews FORUM, где много говорилось о проблемах информатизации российского госсектора.
Многообразные налоговые платежи направляются в бюджеты различных уровней и подобная оплата должна быть сопровождена полной информацией о получателях. ФНС обязан вести обработку всех реквизитов оплаты, а имеющаяся сегодня техническая база позволяет сделать это, только используя сервис онлайн-банкинга.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: 60-й статьёй Налогового кодекса оговариваются обязанности банков, исполняющих перечисления налогов и сборов. В частности, запрещена комиссия за такие платежи, а это — один из источников заработка финансовых учреждений. ☆★
На сегодняшний день в электронном виде заплатить собственные налоги есть возможность при помощи онлайн-банкингов лишь у 14-ти финансово-кредитных организаций. В этом числе: Сбербанк, Газпромбанк, «Киви банк», «Платина», Промсвязьбанк, Челябинскинвестбанк. Лидером в этом сегменте, естественно, является Сбербанк. Он работает с налоговиками с лета 2011-го.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Всего же за полтора года функционирования механизма оплаты налогов через онлайн-банкинг было произведено свыше 2,5 млн. транзакций на сумму около 2 млрд. рублей.☆★
Основным направлением Управление информационных технологий ФНС считает создание и налаживание комфортной обстановки для ведения бизнеса. Так, например, в настоящее время ведомство запустило электронную регистрацию предпринимателей: индивидуальных и юридических лиц с применением КЭП (квалифицированной электронной подписи). А в августе 2012-го появился сервис, дающий возможность зарегистрировать ИП даже не применяя электронную подпись. В этом случае ФНС делает проверку данных заявителя, после чего отправляет ему приглашение на личную встречу, где после проверки личности предприниматель немедленно получает свидетельство ИП.
Также, функционируют сервисы, через которые можно получить определённую информацию, не относящуюся к разряду налоговой тайной, причём сделать это можно без авторизации с использованием ЭП. В частности, для того, чтобы получить сведения о собственной налоговой задолженности достаточно иметь информацию: ФИО, номер паспорта.
Но для операций юридической значимости подпись необходима. А КЭП в РФ стоит немало. И это делает её доступной далеко не для всех, что сдерживает развитие юридически значимого электронного документооборота. Значительная стоимость электронной подписи названа самым существенным барьером к переводу услуг в электронный вид.
По сведениям ФНС свыше трёх четвертей юрлиц и ИП сдают отчетность с использованием электронных каналов связи. Отчётность в электронном виде на сегодняшний день должны предоставлять предприятия, где среднесписочное количество сотрудников превосходит 100 человек. С 2014-го вводится обязанность: все плательщики НДС должны предоставить декларации по данному налогу в электронной форме. И эти усилия ФНС по электронизации обслуживания налогоплательщиков достаточно заметны.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В текущем году ФНС был назван в числе лауреатов CNews AWARDS, получив 35,7% голосов в процессе голосования участвовавших в форуме. В их числе около полутора тысяч руководителей органов власти, федеральных и региональных; представителей ИТ-компаний, экспертов. Ведомством награда получена за практические результаты в области информатизации услуг. В этом ряду, — полный перевод в электронный вид деклараций по НДС с будущего года. ☆★
На сегодняшний момент портал ФНС, запустивший 35 сервисов, насчитывает порядка 8-ми миллионов посетителей еженедельно. Инфраструктура поддержки сайта — весьма сложная задача, и на неё ложится большая нагрузка. Тем, кто занимается разработкой и поддержкой сервисов необходимо обеспечивать работоспособность портала в периоды его пиковой загрузки.
А ведь общее количество состоящих на учёте в налоговых органах на сегодняшний день — 142 миллиона налогоплательщиков. Ведомством открыты 2 180 офисов, обслуживающих их, в них ежесуточно обращаются 323 000 человек. Абсолютным лидером по популярности в числе электронных услуг налогового портала за январь-октябрь 2013-го является сервис «Проверь себя и контрагента», не многим уступает ему — «Узнай свою задолженность».