Пенсионный вопрос в анфас и профиль

Назад

Власти не просто намекают работающим россиянам, а в открытую, — ну, или почти в открытую, — напоминают будущим пенсионерам пословицу о том, чьё дело — спасение утопающих. Обеспечить достойное содержание граждан на «период дожития» государству, похоже, не удастся. Оттого и ведётся планомерная кампания, укрепляющая всех в мысли, что достойная старость, в основном, — их личная забота. Государство, конечно, поможет по мере сил, но уже довольно откровенно заявлено, что лучше надеяться на себя и работать, а не лежать на печи на «заслуженном отдыхе».

Кроме того, пока ещё работающим гражданам советуют перед пенсией умно распорядиться накопительной её частью. В итоге, в чём будет заключаться реформа, не совсем ясно. Понятно одно – с пенсией возможен полный облом. Интересно, а есть ли другие пути решения пенсионного вопроса?

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Демографические тенденции в России не отличаются от европейских: коренное население стареет, всё выше доля мигрантов. Работающие граждане чувствуют, что социальная нагрузка на них ставится больше. Соотношение занятых в экономике и пенсионеров сейчас — 10/17, что практически убивает распределительную систему, базирующуюся на солидарности поколений. ☆★

Власти уверяют, что бюджет ПФР не дефицитен. Но наполовину его доходная часть обеспечиваются безвозмездными отчислениями из федерального бюджета, таким образом платя за сбалансированность. Просчитано, что для наполнения фонда только с помощью страховых взносов работодателей данный тариф обязан составлять вместо нынешних «льготных» 22-х процентов — 26% фонда оплаты труда.

Однако поднятие тарифа — мощнейший удар по бизнесу. И для многих он окажется нокаутирующим. Разумным решением стала бы планомерная борьба с «сумеречными» зарплатами.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Расчёты показывают, что доля «серых окладов» увеличивается: 2003-й — 45,5%; 2010-й — 54,7% фонда оплаты труда. ☆★ Но властям проще, чем организовать результативную кампанию против теневой экономики, отыскать «технические» приёмы покрытия дефицита пенсионной системы. К примеру, обнуление накопительной компоненты пенсии «молчунов». Правда, справедливости ради, надо отметить, что возникают большие сомнения в том, что борьба с «серобуромалиновыми» зарплатами может быть удачной в принципе. Скорей она приведёт к закрытиям бизнесов, нежели к легализации денежных довольствий.

В 2009-м средняя пенсия в РФ перекрыла не только сумму, позволяющую закончившим трудовую карьеру просто остаться в живых, но и общероссийский прожиточный минимум для населения в целом, на 15% превышающий первый. Планируемая на этот год средняя пенсия — 10 400 рублей, что составляет 33,9% официальной средней заработной платы.

Задача планируемой реформы, в ряду прочих, — обеспечение коэффициента замещения трудовых пенсий на уровне не меньшего 40%. Средний класс выходит на заданный показатель лишь благодаря участию в частных и корпоративных пенсионных программах. При этом страны ОЭСР утверждают, что работающие смолоду граждане при выходе на заслуженный отдых смогут рассчитывать на пособие из бюджета в половину своей зарплаты. В тех же 13-ти государствах, где участие в частных пенсионных программах обязательно, коэффициент замещения вырастает до 60%.

А что делать нам? Самый явный путь здесь — внести поправки в бюджет ПФР с предложением понизить число получающих пособие, подняв пенсионный возраст. И это не российская особенность, а всемирная реакция на рост продолжительности жизни. Другого способа стабилизации пенсионной системы пока не найдено. Планы повысить пенсионный возраст озвучены 28-ю из 34-х стран ОЭСР. В 2050-м в более чем половине членов ОЭСР он будет не ниже 65-ти лет. Да и ныне Германия, Испания, Норвегия и США установили пенсионный возраст на границе 67 лет. Притом без гендерных различий.

В России же ещё в 1932-м году планка выхода установлена на уровне 55-ти лет для женщин, 60-ти — для мужчин. Впрочем, для нашей страны есть одно НО. Ведь средняя продолжительность жизни у нас в стране значительно ниже уровня развитых стран. И если для женщин поднятие пенсионного возраста, исходя из их средней продолжительности жизни, ещё приемлемо, то вот для мужской части населения такой шаг практически эквивалентен отмене пенсии вообще.

Одно из новшеств пенсионной реформы, без энтузиазма принятого населением, — введение накопительной части для лиц моложе 1967-го года. Гражданин получил возможность выбора, кому вверить данные средства для получения инвестиционного дохода. К началу текущего года накопительный пенсионный счёт имели 77 млн. россиян. При этом почти 75% из них так называемые «молчуны», то есть граждане, не принимающие никакого участия в администрировании своих пенсионных накоплений. И только решение уменьшить тариф взноса для лиц этой категории, сначала до 2%, потом до нуля, вынудило некоторых из них «нарушить обет молчания», увеличив долю НПФ за год вполовину до 33,6%.

В соответствии с последними веяниями, с 2015-го формирование страховой части пособия по старости будет осуществляться в накапливаемых пенсионных коэффициентах. Начислять их будут ежегодно, учитывая уровень зарплаты и уплаченные страховые взносы. Не рискнув на повышение пенсионного возраста, власти пытаются стимулировать затягивание ухода экономически активной части населения из экономики. Мужчина со значительным трудовым стажем, выходя на заслуженный отдых в 68 лет, может надеяться на выплаты, равные его зарплате. По крайней мере, это декларируется. Правда, этот посыл теряет свою привлекательность, если вспомнить, что средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет сейчас 64 года. Остаётся только рассчитывать на то, что она будет неуклонно увеличиваться. Впрочем…

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Статистика утверждает, что мужчина, всё же достигший установленного пенсионного возраста, в среднем проживет ещё 12 лет. При этом женский возраст дожития составляет 22 года. Трудовую пенсию в данный момент получают более 37-ми млн. человек, 37% из которых работать не прекращают. ☆★

И ещё… Итоги работы управляющего пенсионными накоплениями Внешэкономбанка: за 9 лет накопленная доходность равнялась 82,3%, инфляция же 2004/2012 составила 129,2%. Банк вкладывал лишь в государственные или гарантированные государством ценные бумаги. НПФ, как и управляющие компании, обладают более широким кругом доступных им инструментов. Это обеспечивает им потенциальную возможность заработать больше, правда и риски потерь здесь значительно увеличиваются.

Впрочем, и НПФ при размещении пенсионных резервов максимально осторожны. Наиболее популярный инструмент прошлого года — банковские депозиты, но динамика индексов не оправдывает осторожного подхода, тогда как агрессивная стратегия за пять лет дала прирост почти в 20%.

Вялотекущий, — пока, — кризис выявил слабость накопительной пенсионной системы, незащищённость перед изменчивостью цен финансовых рынков. Это может обмануть жизнеутверждающие ожидания касательно доходности пенсионных накоплений и, как следствие, размера будущих пенсий. Если же кризис войдёт в острую фазу, что вполне может произойти в ближайшие 2-5 лет, то вопрос о пенсионном обеспечении может быть снят вообще, не до него тогда будет. Поэтому пенсионерам и будущим пенсионерам уповать на государство не следует. А чтобы как-то себя обеспечить в старости рекомендуется рожать детей и правильно их воспитывать, тогда есть надежда, что они не оставят своего родителя помирать с голоду. Ну, если конечно будет чего самим поесть.