Всё ближе и ближе начало действия нового сбора с автомобилистов. Этим сбором обложено будет не само существование машины, а выброс диоксида углерода в процессе передвижения. Речь о том, что подобно Европе, наша страна намеревается сменить транспортный налог на экологический, идёт уже довольно давно. К настоящему моменту между Минфином и Минпромторгом достигнуты договорённости о фискальной модификации. Но вот такие «мелочи», как его сроки и принципы администрирования, пока не оглашены.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Исследование Минпромторгома показало, что на сегодняшний день в РФ почти половина автомобилей, — более 47%, — находится в эксплуатации свыше десяти лет, среднестатистический же возраст транспортных средств на дорогах страны — порядка восьми лет. ☆★
Крайне пестра ситуация с возрастом авто по федеральным округам. Вероятно, самый «автомобиленасыщенный» регион — Дальневосточный. Житель его столицы — Владивостока — владеет… минимум одной машиной: на тысячу жителей — почти 1000 автомобилей. Но это не делает средства передвижения моложе: 82 % машин старше десяти лет. На фоне тамошнего импорта подержанных «японцев» транспортный компонент европейской части страны «освежается» значительно более высокими темпами. Причина этого — население запада РФ куда более платежеспособно.
Понятно, что почтенный возраст авто обуславливает и его экологический класс: порядка половины автопарка — категории «Евро-1». Такое положение порождает нешуточную экологическую угрозу, и, в первую очередь, это касается городов-миллионников, ведь порядка 60-ти процентов атмосферных выбросов в мегаполисах выпадает на долю транспорта.
Для экологического контроля в крупных городах Минпромторг предложил ввести лимит на срок эксплуатации машин, и прежде всего — лёгкого коммерческого транспорта. Но в ведомстве взяли на себя обязательства и по учёту мнений потребителей, по разнообразным причинам отдающих предпочтение подержанным машинам. Отмечалось, что в случае отсутствия экологических претензий к авто, препятствий не будет. Но разве такое возможно?
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 2012-м в Россию ввезено свыше сорока тысяч старых иномарок. Но и такой транспорт стараниями автолюбителей и чиновников зачастую имеет сертификат четвертого экокласса. ☆★ Что, в свою очередь, заставило чиновников Минпромторга начать кампанию против подобной практики.
Взгляды различных экспертов на «смену налоговых приоритетов» весьма отличаются. По мнению некоторых, предлагаемые меры чрезвычайны. Причина: на одном из двух эксплуатируемых в России автомобилей, — причём, в крупных городах эта доля выше, — установлен более «чистый» двигатель, что подразумевает заправку топливом требуемого экологического класса.
И вместе с тем, бензиновый акциз на пятый класс в 2014-м будет взиматься по ставке — 5 750 рублей/тонна; а за бензин ниже 3-го класса — по почти вдвое большей, 11 110 р/т. Это, безусловно, скажется на розничной цене и станет стимулом для «пересадки» в машины, которые чище в плане экологии. Но были ли в РФ налоговые реформы, которые приводили бы к заметному уменьшению фискального бремени? Просчитать всё сейчас, на стадии согласования, непросто, но, скорее всего, данная «рокировка» лишь увеличит налоговое бремя автовладельцев. По крайней мере, пострадают домохозяйства и организации с невысоким доходом. А если принять в расчёт российские расстояния, то можно ждать нового витка инфляции.
Но стоит ли беспокоиться раньше времени? Не исключено, что будет найден путь, когда выиграют и природа и автомобилист. Ведь переход на эконалог займёт, по меньшей мере, 5 лет, за которые автопарк будет обновляться естественным образом. Возможно, в дальнейшем будут предусмотрены скидки для переходящих на новые авто, более экологичные по классу. Впрочем, механизм замещения пока не обнародован. Однако с высокой долей вероятности можно предположить, что вряд ли государство проиграет, облегчив казну планируемой «рокировкой».
Некоторые расчёты предполагают, что размер сбора может увеличиться и в 15 раз. Ныне владелец «семёрки» в 74 л. с. платит ежегодно 370 рублей. Если же размер экологического сбора будет равняться ставке, умноженной на загрязнение на 1 километр и на общегодовой выброс, то данная арифметика может повергнуть владельца ВАЗ2107 в шок: при некоторых допущениях, сбор с хозяина дешёвой легковушки может составить десятки тысяч рублей.
С другой стороны, государству необходимо предусмотреть льготы для тех, чьи машины дают минимальный выхлоп. В том числе и поддержав производителей экологичного топлива и машин-гибридов, чьи налоги минимальны, тем более с весьма мощного автомобиля. Возможно даже, что государство здесь пойдёт навстречу, приняв ряд программ и льгот, нацеленных на уменьшение цен на продукцию подобных производителей.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Льготная норма в Германии в 2011 году — когда автомобилем выделяется менее 120-ти граммов CO2 на километр, при этом владелец авто за экологию не платит. При этом данную планку продолжают ежегодно снижать: в 2012-м предельно допустимый «бесплатный выхлоп» в ФРГ был опущен до 110-ти граммов на километр. С этого года уровень опустился до отметки в 95. Подобная система стимулирует производство более «чистых» машин. ☆★
Хорошо было бы при разработке закона предусмотреть переходный период для неспособных на резкую смену класса авто. Возможно, следовало бы установить отличия, разделив использующих автомобиль лишь для личных нужд и тех, кто занимается грузо- или пассажироперевозками, накручивая ежегодно по сотне тысяч километров. Можно выбрать иную стезю, обложив экологическим сбором изготовителей экологически вредоносных транспортных средств и топлива, что будет стимулировать отсев старых моделей автомобилей.
На текущий момент налог не зависит от частоты пользования автомобилем, с введением же «природоохранного автосбора» автолюбители вряд ли будут платить меньше. Ввод эконалога вынудит обновить парк на авто с уменьшенными выбросами и топливной экономичностью, и автопром заставят перестраивать производства под новоиспеченные нормы к разработке или сборке транспортных средств с пониженным выбросом, что станет «принудительным прогрессом».
Но всё же, надо признать, что российский уровень жизни не дотягивает до европейского, для которого данный налог и рассчитан. В итоге пострадают самые необеспеченные. Это превратит экологический автосбор в налог на бедность. И ещё одна «мелочь» — как быть бюджетным предприятиям: больницам, автопаркам в труднодоступных местах и дотируемых регионах, где стародавний ПАЗик — единственное средство добраться до пункта «Икс»?