Финансовым ведомством разработан законопроект, призванный заставить номинального владельца акций и облигаций представить сведения об их подлинных бенефициарах. Тот же, кто откажется «выложить карты на стол», будет вынужден отдать 30% с дивидендов от ценных бумаг, то есть, заплатить вдвое больший налог. Это повиснет дамокловым мечом над акционерами — участниками схем владения отечественными активами, «снимающими сливки» в оффшоре или транзитном государстве с низкими налогами.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Самая отработанная схема выглядит так: акционер получает дивиденды в, например, Голландии или на Кипре, где заблаговременно была зарегистрирована фирма – пустышка. Налоги на прибыль подобным образом снижаются для оффшорного владельца — с пятнадцати процентов до пяти, при снятии же «навара» сбор вместо 20% равен нулю. ☆★
Законопроект разработан в министерстве финансов, и сейчас документ находится на стадии согласования, которое ведомственные эксперты планируют завершить в сентябре.
Это предложение — ещё один этап правительственного крестового похода против оффшоризации. Распространённая сейчас практика ведёт к тому, что начисляя налоги, ФНС рассматривает лишь получателя платежей. При условии, что инициатива Минфина будет одобрена наверху, акционеры будут обязаны предоставлять компетентным органам значительно больший объём сведений, заканчивая копиями паспортов получателей.
Фактически увеличенная ставка является на самом деле штрафом. И часть специалистов сомневается, в том, что правильно ли её применять к дивидендам, которые уплачиваются уже после того, как с прибыли взяли налог.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Данный законопроект Минфина, в случае его принятия вступит в противоречие с теми международными договорами России, по которым — ставка налогообложения дивидендов составляет пять или десять процентов. ☆★
В Минфине утверждают, что замысел применить 30-процентную ставку на дивиденды всего лишь мера, побуждающая к раскрытию полной информации.
Специальные фирмы, созданные для номинального владения активами российских фирм, ранее базировавшиеся, прежде всего, на Кипре, — компании с «острова сокровищ», — в этом ряду много заметных отечественных предприятий: ЕВРАЗ, «Мечел», «Северсталь», — вслед за тамошним кризисом сменили место прописки на Нидерланды или Люксембург. Но последние действия властей заставили крупнейшие российские холдинги начать вскрывать реальных бенефициаров.
Раскрыл подлинного российского владельца и аэропорт «Домодедово», однако официально обладателями активов аэропорта по-прежнему являются британские подданные. В прошлом году «Мечел транс» заполучил госпакет ванинского порта, вскоре продав более 70-ти процентов акций компаниям с Кипра, бенефициары которых тогда не раскрывались. Но доказательства того, что, они связаны с ключевым владельцем «Мечела» Зюзиным, просочились в прессу.
Одной из причин сокрытия реальных владельцев того или иного бизнеса также является то, что ряд предприятий принадлежит российским чиновникам, и это не просто бегство от налогов, а главным образом — рецепт сокрытия и защиты своих активов.
Воплощение в жизнь предлагаемых действий, сокращающих теневой сектор, даст бюджету «привес» в 400 миллиардов рублей в три следующие года. Такие надежды питает глава Минфина Силуанов. Намечена основательная работа, нацеленная на борьбу с фирмами-однодневками, не выплачивающие ни НДС, ни налога на прибыль.
Принесут ли запланированные меры ожидаемые плоды? Ответ дадут время, последовательность действий властей, тот уровень давления регулятора, до которого он будет вынуждать к раскрытию бенефициаров. Законопроект финансистов призван идентифицировать собственника дохода, получающего его при помощи номинального держателя.
Пойдут ли финансисты до донца, до выявления искомого физлица? Или ограничатся фирмой-прослойкой? Ранее законопроект содержал требования по налогообложению мажоритария, лица, владеющего свыше 50% акций компании, которой адресуются выплаты. Пока не решено, включать ли в проект закона положение о контролирующем лице.
Впрочем, налоговики не обольщаются, понимая, что практически контролировать точность полученных данных будет сложно. В настоящее время не прописана процедура проверки сведений работником фискальных органов. Нет документов о контроле налогового резидентства, чётко не оговорена обязательность предоставлений сведений об истинных бенефициарах, как и ответственность за снабжение «ошибочными» сведениями. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Максимальные санкции — 200 рублей штрафа за каждый не переданный лист (статья № 126 НК РФ). ☆★
Но, попытки разобраться в структуре собственности нашей экономики достойны похвалы. Понятно, что быстрых результатов не будет, но начинать с чего-то надо. Впрочем, проблемы непонятных владельцев можно решить намного проще — взять и всё (или некую часть) национализировать. Скажете, несправедливо? Скажете, идиотизм? Ну, это как посмотреть. Ситуация, когда никто не знает что же это за товарищ такой владеет аэропортом Домодедово, причём, даже после прямого указания президента выяснить этот вопрос, — гораздо хуже. Здесь уже затрагивается вопрос о национальной безопасности России.
Поэтому «покерный» совет крупным секретным бенефициарам: вскрывайтесь, пока ставки не так высоки, пока ещё можно хоть о чём-то договориться с нашим государством. Ведь, когда мировой кризис опять вступит в активную стадию, с вами уже никто разговаривать не станет. Не до вас будет. А на то, что за вас вступятся ваши западные партнёры, особо не надейтесь. Разговор тогда будет короткий. А если кто будет бузить, тому отключим газ, ну… и нефть тоже.