Налоговый манёвр, в котором примет участие нефтяная отрасль, получил сначала одобрение властного тандема, затем был принят Думой сразу в двух чтениях. Цель действа, которое инициировал Минфин — постепенное снижение ставок экспортных пошлин на нефть. В то же самое время, налог на добычу ископаемого топлива будет соизмеримо увеличиваться. Целесообразность маневра была истолкована необходимостью, на взгляд финансистов, «расконсервации» невысокой внутренней цены на нефть, которая, как считают чиновники, понижает конкурентность нашей экономики.
Прогноз от нефтяников: данная мера повысит цены на топливо, что, в свою очередь, приведёт к энергодефициту на рынке. Было одобрено инициатива Минфина поэтапно снизить нефтяную экспортную пошлину, а вместо этого — повысить НДПИ, налог на добычу данного полезного ископаемого. Начаться эта акция, по замыслу финансистов, должна в 2015-м.
И хотя президентом и премьером было дано поручение специалистам министерства сделать калькуляцию, какие последствия это повлечёт и как отразится на топливных ценах, но утверждение предложений Минфина Госдумой прошло в срочном порядке и без всяких расчётов. При этом в финансовом ведомстве, высказывались опасения, что после тщательной проверки их калькуляции, именно предложенная конструкция нововведения не получит одобрение властей.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Желание заместить один платёж другим появилось в Минфине несколько месяцев назад в процессе подготовки «Основных направлений налоговой политики – 2014/16». Результат: идею включили в документ в предельно общем и кратком виде: реализуя долгосрочную стратегию налоговой реформы в энергосекторе, «вероятно начало постепенного снижения ставок экспортной нефтяной пошлины и одновременная компенсация выпадающих доходов, благодаря увеличению ставок НДПИ». ☆★
Чисто теоретический замысел поэтапного отказа от экспортных пошлин, которые практически не используются в мире, — вместо этого распространено обложение импорта при внешней торговле, — встал на повестку дня два года назад усердиями правительственных специалистов, трудившихся над «Стратегией-2020».
В предложенной стратегии по этой проблематике необходимость отказаться от пошлины была почему-то объяснена следующим образом: консервация преуменьшенных внутренних углеводородных цен понижает конкурентоспособность экономики.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Известный российский публицист Андрей Паршев ещё в 90-е годы обосновал идею, что повышение нефтяных цен внутри страны недопустимо. Внутрироссийские расстояния огромны, судоходный сезон короток. А помимо этого, климат в нашей стране таков, что отопление помещений, — в том числе рабочих, — различно по России, но значительно более дорогое, чем в Европе, не говоря об «азиатских драконах». ☆★
«Скорость» налогового замещения пока не определена. Ныне нефтяную пошлину рассчитывают по следующей формуле: на тонну — $29,2; к этому приплюсовывается 60% от разницы цен мониторинга и $182,5. Весной Минфин предложил с 2014-го цифру 60% снизить на 2-3%, и понижать данный показатель на такую же величину ежегодно. Минфиновские доводы за «размен» идентичны аргументам создателей «Стратегии-2020».
В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина признают, что экспортные нефтяные пошлины являются нерыночной мерой, и то, что это — фактически субсидирование экономики. Перевод нагрузки на налог на добычу увеличит облагаемую базу. Так как НДПИ платится со всей нефти, в то время как пошлина — лишь с той, которая идёт на экспорт, что составляет порядка половины от добытой.
Данный налоговый манёвр, как считают специалисты, будет иметь мощный побочный эффект. Это — повышение топливных цен. В «Стратегии-2020» подсчитано, замещение пошлины НДПИ вдвое поднимет внутреннюю цену нефти. Стоимость же нефтепродуктов может повыситься на 40-80%. Всё это, по анализу авторов, приведёт к совокупному увеличению цен на продукцию любой из отраслей экономики не менее чем на 5%., что на взгляд экспертов ОВИОНТ ИНФОРМ является очень оптимистичной оценкой. Скорей всего, увеличение цен будет достигать 15-25% по различным отраслям.
Минфин также заверяет, что в случае роста топливных цен, — который вовсе необязателен, — он не будет большим. По калькуляции финансистов, при нынешних нефтяных ценах рост составит порядка 70-ти копеек на литр. Поскольку в России добывают в два раза больше, чем экспортируют, то для замены выпадающих доходов от экспортных пошлин достаточно незначительно повысить НДПИ. И, кроме того, такой подход не приведёт к тому, что пострадает эффективность, как добычи, так и нефтепереработки. Цифра в 70 копеек за литр тоже является весьма спорной. Оценить сейчас будущее повышение цен на бензин сложно, однако вряд ли оно будет меньше 1 руб. за литр, а скорей всего будет колебаться от 1,5 руб. до 3,5 руб.
Многие эксперты пока не высказали своего отношения к начинанию Минфина. Но часть нефтянников отнеслись к нему негативно. Причина в том, что, по сути, происходит узаконенная «смена приоритетов». Ведь предприятия ставят в условия, когда экспорт нефти станет выгодней её переработки в России.
Первоначальные расчёты нефтяников показывают, что меры Минфина могут повлечь резкий скачок цен на внутреннем рынке на «нефтянку». А в будущем это сможет стать источником дефицита нефтепродуктов в России, поскольку практически наверняка можно сделать прогноз: маржа переработки снизится, как и эффективность инвестиций, адресуемых на модернизацию НПЗ.
Впрочем, и у Минфина, и у нефтяников — свои приоритеты, не всегда совпадающие, нет, даже не с интересами «остальных россиян», а с плюсами для экономики. Ведь наличие заниженных внутренних цен на нефть как раз способствует большей конкурентоспособности наших продуктов, так как доля «нефтяного фактора» в себестоимости уменьшается, а соответственно, падает и цена на продукцию. И в интересах и нашей экономики и нашего населения держать экспортные пошлины на высоком уровне, а внутренние цены на нефть на низком.
Конечно, это мера не рыночная. Конечно, это завуалированное кредитование отечественной экономики. И что? Ну, нуждается наша экономика в подобном субсидировании. А ведь одной из главных задач государства является максимально способствовать развитию экономики. Конечно, это сложнее чем пилить бюджет, но делать это надо, иначе вскоре даже пилить будет нечего. А то, что экспортных пошлин на нефть нет нигде в мире, так и климата, подобного российскому, нет нигде и близко. Даже в Канаде. Или будем надеяться, что нашу страну вдруг накроет всемирное потепление? А если не накроет?
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Предложения Минфина о понижении пошлин и, в то же время, увеличении нефтяного НДПИ приняты Госдумой во втором и окончательном чтениях. Документом внесены изменения в главу 26 части IIНК РФ, а также в статью 3.1 таможенного-тарифного закона РФ. ☆★