Центробанк поддержал инициативу думцев, выступивших ультимативно против какого бы то не было усложнения получения клиентом с банка безосновательно списанных с карточного счёта средств. Также в своём официальном отзыве мегарегулятор высказал своё резко отрицательное отношение к поправкам по усовершенствованию банковского законодательства, подготовленным финансовым ведомством в закон «О национальной платёжной системе». Специалисты центрального кредитного учреждения страны выступили против предложенных изменений.
Центробанк аргументирует свою позицию тем, что действующая ныне версия закона, ратифицированная в июне 2011-го, — своего рода компромисс, что превращает любые его изменения в действия, лишённые какой бы то ни было практической пользы.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Незадолго до этого однозначно против всяческих модификаций закона, предложенных министерством финансов, подали голос представители законодательной власти. ☆★
Закон, регулирующий национальную платёжную систему (НПС), законодатели приняли более двух лет назад, однако его девятая статья была отложена в долгий законодательный ящик и в силу вступит лишь в 2014-м. Она гласит, что кредитные учреждения в случае списания средств, на которое не было получено разрешение клиента, обязаны сначала вернуть тому деньги, а уж потом начинать разбирательства, кто виноват в данном инциденте.
Вполне объяснимо, что руководители банковских структур отстаивали собственную позицию, доказывая, что данное действо потребует кропотливой подготовки и займёт немало времени. В правительстве внимательно выслушали все сетования банкиров об их тяжёлой судьбе и ответственейшей работе, и… в итоге, рабочей группой Минфина были предложены поправки, о которых банкиры мечтали лишь во сне. При этом мнением противоположной стороны, то есть клиентов банков, никто поинтересоваться не соизволил или просто решили не беспокоить себя любимых из-за такой мелочи, как население России.
Видимо, работники кредитных учреждений выдавили скупую слезу у сотрудников финансового ведомства, которые «легкими» поправками поставили данную статью с ног на голову: внесённые изменения были явно не в пользу потребителей. Согласно рекомендациям, клиенты, конечно, были вправе рассчитывать на то, что их собственные деньги вернутся-таки на их электронный кошелёк, но лишь в случае списания со счёта после того, как банк был уведомлён о потере карты или не проведении клиентом последней операции.
В ответе ЦБ на данную инициативу Минфина отмечено, что рекомендованными поправками «фактически было возвращено урегулирование отношений по несанкционированным операциям между клиентами и банками к состоянию, действовавшему до момента, когда был принят закон о НПС».
То есть, фактически, весь ущерб от осуществлённых без санкции верителя списаний, понесённый им до выявления случая утери карты либо того факта, что по его счёту проведено несанкционированное действие, будут возложены на него самого, — обозначено в письме руководства Центробанка.
Не по нраву пришлась регулятору и рекомендация закрепить в соглашении с верителем способы его извещения о провёденной операции. ЦБ выразил свои опасения, что в случае закрепления в договоре проверки состояния счёта посредством интернет-сервиса «личный кабинет» на банковском сайте, клиент будет вынужден контролировать его статус слишком часто, ибо иначе риски несвоевременного оповещения клиента возрастут.
Интересно, что представители банковского сообщества выразили свое несогласие с регулятором. В числе причин были указаны: возможность неполучения добросовестными клиентами средств, списанных в результате действий мошенников или какой-либо ошибки.
Речь идёт о том, что если обязанность автоматического возврата денег клиенту будет введена, то банки будут вынуждены выполнить данное требование даже в случае, если удастся доказать, что клиент — мошенник. Данная норма, по мнению банкиров, нуждается в непременной и серьёзной корректировке, ведь в подавляющем большинстве случаев деньги по претензии клиента и так возвращаются. Если же они были списаны с использованием мошенничества, — скимминга либо фишинга, — при наличии юридических подтверждений подобных фактов средства будут возвращены банком независимо от времени получения ими уведомления.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Фишинг (fishing, англ) — компьютерное мошенничество, с использованием сайта «аналога», имитирующего вид портала банка. Цель злоумышленников — заставить клиента «поделится» персональными данными карты. Скимминг (skimming, англ) — копирование данных карты с помощью скиммера, особого считывающего устройства, которое может быть и переносным. Правонарушитель «снимает» информацию с носителя на карте при помощи видеокамеры, накладки на клавиатуру банкомата. ☆★
Будущее поправок будет решаться в ближайшее время. Банкиры, понимающие, что в закон требуется внести ряд изменений, на днях собираются провести консультации с представителями, как регулятора, так и прочими заинтересованными сторонами.
Работники кредитных учреждений надеются, что в скорости они смогут подготовить версию поправок, учитывающую все точки зрения. Что ж, хотелось бы надеяться на то, что не будет забыто и об их интересах второй стороны, почему-то с точки зрения банкиров, не оказавшейся в числе «заинтересованных» и с которой консультаций не проводят. А ведь банки — структура обслуживающая и если не будет тех, кого они обслуживают, то есть клиентов, то банки могут оказаться в роли «неуловимого Джо», который никому не нужен.