В недалёком будущем нельзя будет забывать о социальных нормах, даже если хотите просто ополоснуться. С целью догнать нормативы на электроэнергию, готовится к запуску аналогичный эксперимент над населением, на этот раз с водой. Осуществить его будет сложнее, но, тем не менее, окончательно детализированные положения реформы должны быть разработаны Минрегионом до конца года. Миссия ведомства затрудняется тем, что, «световые нормы» ряд территорий вводил у себя и раньше, однако с водой экспериментов такого рода не проводилось.
По распоряжению правительства, старт перехода к социально нормированному потреблению воды в ЖКХ должен состояться в начале 2015-го, после окончательного внедрения норм на электроэнергию. Однако, начальная стадия реформы, нормирующая для всей РФ электричество, запланированная с 2014-го затянулась. В сентябре эксперимент только начинается в некоторых «пилотных» регионах.
Видимо, это несколько отложит опыты с водой. Но это не мешает работе Минрегиона над необходимыми документами. Реальных цифр ещё нет, но генеральная линия ясна: базовые водяные «квоты» собираются определить, используя информацию о фактическом потреблении граждан, как это делалось и по электричеству.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Разработчики убеждены, что одна из важнейших их задач — тщательная проработка деления домохозяйств по группам. Если в случае электроэнергических соцнорм было решено установить 6 категорий жильцов, то применительно к воде может понадобиться более детальная дифференциация. ☆★
Возможно, право введения дополнительных разрядов населения будет отдано регионам, если там сочтут это необходимым. Кроме того, следует сохранить и такие группы потребителей, как проживающие в аварийных и ветхих домах, для которых, как и с электроэнергией, необходимо увеличить норму потребления воды.
Главным доводом «за» переход на соцнормы в электроснабжении стал значительный объём перекрёстного финансирования, которое перекладывает тарифную нагрузку с жильцов на иных потребителей, таких как промышленные предприятия.
С водой обстоятельства несколько отличны. Среди важнейших проблем — вода не соответствует стандартам качества и, как одна из причин этого, значительный уровень изношенности основных фондов.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Различные исследования проб воды на качество приводят к следующим результатам: не соответствуют саннормам от 50-ти до 64-х процентов воды. Самое существенное загрязнение воды происходит в ходе сетевой и трубной транспортировки непосредственно внутри дома, особенно ветхого. ☆★
В результате нормирования получится, что часть граждан будет расходовать воды больше, чем предусмотрено нормами, и, соответственно, платить больше, а дополнительные средства в идеале будут направлены на решение вопросов по износу инфраструктуры.
Реформа поддержана и коммунальщиками, ведь вступление в силу соцнорм станет побуждением к всеобщему экономному отношению к воде, что приведёт к снижению нагрузок на сети. Подобный подход к ресурсам, бережное отношение к ним практикуется в развитых государствах. Конечно, таких водных запасов, как в нашей стране там нет, но актуальность бережливости растёт и для России.
Безусловно, уменьшение полезного отпуска воды снизит выручку ресурсоснабжающих предприятий, что ограничит их потенциал по совершенствованию сетей водоотведения и водоснабжения, и соответственно вряд ли улучшит качество воды. Правда, с другой стороны, дифференцирование оплаты, — в пределах соцнормы и выше, — даст возможность возместить выпадавшие доходы предприятий. Но будут ли выпадающие доходы возмещены полностью?
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: 140 ежесуточных литров воды на человека — средняя европейская норма, колеблющаяся от 105-ти до 175-ти литров. Приборы учёта поставлены там во всех домах. Например, во Франции потребление электроэнергии нормировано с 2000-го года и определено в сотню ежемесячных киловатт-часов на гражданина. Однако, предусмотрены и скидки: до 50-ти процентов для малообеспеченных домохозяйств. Социальные нормы установлены и в Бразилии, Египте, Индии, Казахстане, Китае, Украине, Швеции, ЮАР. ☆★
Учёные-экономисты сомневаются в конструктивности предложения по водному нормированию, а в инструкции по предоставлению коммунальных услуг недавно были внесены изменения, снимающие с обитателя жилплощади ежемесячную обязанность предоставления сведений по объёму потребления ресурсов.
Для начисления же платежей по соцнорме, необходимо ежемесячно не только снимать показания, но и расчленять по количеству, потраченному в пределах и сверх нормы. Электродатчики в основном установлены на площадках, и коммунальщики для снятия показаний могут не входить в квартиры.
А вот работники «водяных» организаций будут вынуждены или совершать ежемесячный обход квартир, или переходить на систему дистанционного сбора данных. Оба варианта ведут к значительным издержкам, не перекрывающим эффект перехода к соцнормам. Кроме того, необходимо привести в норму инфраструктуру, а, следовательно, придётся повысить тарифы для того, чтобы пить воду нормального качества.
Предполагается, также, что кто не способен совершать платежи, получит адресную господдержку, хотя вряд ли это коснётся многих. Субсидии сейчас имеют немало ограничений, а потому доходят лишь до 10-ти процентов жителей, несмотря на то, что должны быть направлены почти каждому третьему жителю.
Кроме того, электросчётчики установлены почти в каждой квартире, а вот с датчиками водоучёта ситуация значительно хуже. Специалисты считают, что подобными приборами не оснащена и половина квартир, несмотря на то, что срок их установки давно миновал. Однако народ не торопится, не смотря на различные угрозы повышения к 2015-му стоимости за воду для не установивших счётчики.
И, в общем-то, понятно почему: не выгодно. Ведь счётчики сначала надо покупать за весьма приличную сумму — в Подмосковье она составляет в настоящий момент 6 000 рублей, а потом ещё надо платить за их замену каждые 4-6 лет. Да и в итоге обслуживающая организация впихивает помимо стоимости по показателям счётчиков и дополнительные расходы дома. И в итоге экономическая целесообразность установки счётчиков теряется на фоне дополнительных расходов.
С учётом прошлого опыта, очень сомнительно, что в результате ввода норм на потребление воды кто-то выиграет. Это естественно относится к жильцам, но и государство вряд ли здесь получит положительный результат, учитывая дополнительные накладные расходы. А вот то, что народонаселение станет реже мыться, то это наверняка. Так, что перефразируя Лермонтова, вполне можно написать «Прощай умытая Россия!».