Анализ отечественного рынка труда, нуждающегося в совершенствовании, по оценке экспертов трудового и соцзащитного ведомства, принёс противоречивые плоды с примесью горечи и надежды. Значительная часть безработных просто не намерена подыскивать работу через биржи, однако было зафиксировано самое низкое количество клиентов подобных агентств за последнее 10-летие, и оно вдвое меньше числа вакансий. Другой вывод — мы не готовы к переходу на почасовую оплату труда и резкому повышению минимальной зарплаты.
Несмотря на всё это, увеличение зарплат в нашей стране обгоняет рост цен, констатировал глава Росминтруда Максим Топилин. Далее он попытался растолковать статистику, объяснив отставание жизненного уровня в нашей стране от соответствующего показателя развитых государств. По его словам, это отставание свидетельствует лишь о существовании потенциала и предпосылок к росту реальных зарплат.
При этом, недавно депутатами от ЛДПР было предложено принять американскую систему почасовой оплаты труда, подняв «минималку» до ста рублей в час. Министр также считает, что из многообразия различных систем оплаты труда наиболее гибкая — часовая. Однако, совершенных схем человечеством ещё не выработано.
Практика показала, что в государствах, взявших на вооружение, в основном, подобную систему, граждане несут самые значительные убытки от безработицы в кризисные периоды. Кроме того, объективно, наша страна к данной схеме на сегодняшний момент просто не готова.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Специалисты Росминтруда уверены, что, несмотря на опережающий рост зарплаты в стране, нынешний уровень МРОТ, — 5205 рублей, — необходимо повышать. Но не резко, ведь если отказаться от «плавности» в этом процессе, в ряде регионов зарплаты уйдут в теневой сектор. ☆★
С одной стороны, абсолютные цифры безработицы не растут, что вроде бы свидетельствует о возможности людей спокойно найти себе работу. Зарегистрировавшихся безработных в России — менее миллиона. Однако, при этом, каждое шестое предприятие намерено сократить штат. В некоторых отраслях отмечена избыточная занятость, где-то, наоборот, — нехватка кадров. В первую очередь — в сфере услуг. То есть, с учёными и компьютерщиками у нас всё в порядке, а вот продавцов не хватает.
С другой стороны, несмотря на «застой» безработицы, найти работу не так просто. Например, специалиста в области информационных технологий «сватают» на роль водителя, агента по продажам, вахтёра или менеджера торгового зала. Оттого люди и не могут больше года подыскать работу. Конечно, в этом числе — и те, кто не хочет её искать, но они вряд ли они составляют большинство. Немало в числе «лишних людей» и вчерашних студентов.
При этом министр выразил уверенность, что советская система распределения вузовских выпускников ушла в прошлое и в нынешней экономике не сработала бы. А использованные ведомством методы стажировок относятся больше к антикризисным мерам.
Постоянное их использование понизило бы у молодёжи стремление искать работу и даже получать хорошее образование. Этот вывод подтверждается на практике, в частности немалым числом комфортного «сидения на пособиях» вчерашних студентов в развитых европейских странах.
Субсидии на переезд в регионы также, по мнению министра, — метод вчерашнего дня. Сейчас направление трудовых потоков — крупные города. А с развитием экономики количество подобных «точек роста» будет увеличиваться.
Очень важной проблемой Топилин считает «зарплатную диспропорцию» между топ-менеджерами и «рядовым персоналом». В России эта цифра огромна, но регулировать данный процесс сверху, особенно в не бюджетных предприятиях, непросто, здесь надлежит договариваться профсоюзам и работодателям.
Другой предмет внимания — теневой сектор, где трудятся порядка 20-ти миллионов человек. Здесь, министр не согласен с мнением, что государство своими руками, повышая налоги, гонит в тень бизнес.Он отметил, что с 2014-го ставка у ИП станет зависимой от дохода, а также инициативу Минфина по ограничению наличного оборота. Данная оргмера и пенсионная реформа урежут возможности бегства от налогов и заставят работодателей выплачивать «белую» зарплату.
Но думают ли о пенсии люди в 20 – 28 – 35 лет? Одна из задач Правительства — убедить молодёжь в необходимости проявления заботы о своей пенсии, дать сигнал, что «белая» оплата приведёт к тому, что пенсионные выплаты будут в разы отличаться от тех, когда граждане получают деньги «в серую». Ведь в законодательстве пока предусмотрено, что пенсии будут определяться стажем и зарплатой.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Глава Росминтруда Топилин считает, что поступления в пенсионные фонды будут расти благодаря легализации рынка труда и вводу добавочных тарифов на вредные рабочие места для работодателей. ☆★Насколько соответствуют реалиям такой оптимистичный взгляд на решение пенсионного вопроса? Если рассматривать в общем, то, вроде, так и должно быть, но если присмотреться внимательнее, то возникает множество «мелочей». А, как известно, дьявол скрывается в деталях.
Ну, например, было бы весьма желательно, чтобы реформа привела к тому, чтобы и пенсии и зарплаты отслуживших в армии и имеющих детей, были больше, чем у тех, кто не «выполнил гражданский долг». Для этого надо полностью сохранить пенсионные права «правильных» граждан, путём зачёта этих сроков в стаж. Надо создать систему гарантий сохранения выплат пожилым в плане их покупательной способности, иначе люди просто не верят, что повышенная пенсия будет в будущем существенно отличаться от обычной.
Надо заниматься развитием реального сектора экономики и повышать средний возраст жизни населения, иначе люди просто не верят, что они доживут до светлого пенсионного будущего. Зачем горбатиться на «период дожития», если до него не доживу либо я, либо государство. И ведь, у людей сейчас, для таких взглядов есть все основания.
Оптимизм Росминтруда это, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы он был основан на прочном фундаменте. А вот над созданием этого фундамента властям нужно долго и упорно работать. А пока что есть только оптимизм. Или нам пытаются внушить, что он есть.