По ком звучит набат ЖКХ?

Назад

Завершена разработка поправок в Жилищный кодекс, усиливающих ответственность за невысокое качество жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, исполнитель будет наказан за отступление от порядка расчётов платы, взимаемой с потребителей. Подобная «ошибка» обойдётся поставщику услуг в 10-процентную неустойку от размера превышения. Так же будут штрафовать и за ненадлежащее качество предоставленных коммунальных услуг, и, несмотря на ветхое ЖКХ, за перерывы, превосходящие определённую нормами продолжительность.

За эти просчёты неустойка определена в 30% среднемесячной платы за ЖКУ за предшествующие полгода.

Однако есть объяснение и у коммунальщиков: городская инфраструктура изношена, особенно в небольших городах. Да что говорить, в Москве система канализации создана при Брежневе, при этом на месте сносимых пятиэтажек возводятся почти небоскрёбы.

В свою очередь, инвесторы боятся заходить в данный сегмент бизнеса, поскольку условия этого входа не оглашаются. А как играть, если правила игры не известны? Вот и не текут инвестиции в ЖКХ. При этом, жителям известно, что тарифы ежегодно вроде как должны расти приблизительно на 6%, знает об этом и потенциальный инвестор. Но вот тарифы об этом «не знают». И растут, растут. В принимаемых поправках на пять лет устанавливаются тарифы, понятные и населению, и возможным инвесторам. Причём, если провести сравнение тарифов с европейскими странами, то оно выйдет в пользу России, все остальные платят больше.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Лидеры по электроэнергетическим платежам — Дания и Германия, 1 киловатт электроэнергии там стоит, соответственно, €0,44 и €0,42. За водоотведение и водоснабжение россияне в среднем платят $0,72 доллара, тогда как цена на Украине — $0,85.А ведь климатические условия РФ несравнимы с этими странами. Так в России отключение тепла запрещено законом, даже для «хронических неплательщиков». ☆★

Правда постепенно ситуация здесь начинает меняться. Печально известно постановление №354, устанавливающее новые нормативы потребления. Даже если жилец законопослушно установил в своей квартире все рекомендованные приборы учёта: электроэнергии, воды, это не гарантирует его от излишних трат. Ведь аналогичные счётчики поставили и в целом на дом. При этом гарантий, что такие приборы стоят в каждой квартире, нет. Но нормы теперь являются общедомовыми, и что же произойдет, если одна из ячеек дома не оснащена счётчиками и при этом стала обителью тридцати гастарбайтеров? Ответ прост, их потребление списывается на добросовестных жильцов.

А если ещё рассматривать и технические потери, которые тоже распределяются среди законопослушных граждан, а если ещё вспомнить стоимость самих счётчиков и их обязательную периодическую смену, естественно не бесплатную, то получаем печальную картину, в результате которой основная масса жильцов не получила ни какого выигрыша от установки счётчиков. Наоборот, коммунальные траты, с приходом в квартиры приборов учёта, в отличие от обещаний властей, только увеличились.

Безусловно, случаются и непредвиденные обстоятельства, такие как прорыв прогнившей трубы. Хотя, не стоит, наверно, списывать на форс-мажор поломку работающего полвека оборудования. Меняют трубы лишь в случае ремонта, не планово. Возможно, стоит хотя бы часть денег, собранных с жильцов, пускать на замену аварийных труб.

При этом и тарифы естественных монополий растут, опережая темпы роста инфляции.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По сведениям Росстата, российская инфляция – 2012 равнялась 6,4%. Но данная цифра не стала «ограничителем» темпов роста тарифов, что было обещано властями. Ряд услуг подорожал на… 75%, притом что «разрешённый» сверху максимум равнялся двенадцати процентным пунктам. ☆★

Время идёт, в коммунальном хозяйстве — летит. А с июля 2013-го, и общероссийские тарифы на ЖКУ были повышены на 12-15%. Правда, заметили это пока не все. «Демпфером» роста суммы прописью в квитанциях стало отсутствие отопительной платы в тёплые месяцы. С определённого времени россияне в большинстве регионов РФ не платят за тепло в неотопительный сезон.

В итоге, заметный рост тарифов летом замаскирован, но скоро придут холода. Это случится, как всегда, неожиданно, и граждане РФ заметят прелести повышения цен во всей полноте лишь поздней осенью. Ограничение тарифов, в итоге, остаётся в плоскости разговоров, а вот цены на подобные услуги повышаются с завидной регулярностью.

Возможно ли снижение тарифов за счёт, уже набившей всем оскомину, конкуренции? В каких-то секторах — да, но … основная масса коммунальных услуг зависит от естественных монополистов. А с ними можно справиться лишь путём жёсткого управления со стороны государства. Но эффективен ли российский госконтроль за услугами подобных монополий? В настоящий момент на этот вопрос можно ответить только отрицательно.

Так, мониторингом региональных адресных программ вскрыта не удовлетворительная эффективность использования средств материальной поддержки, выделенной фондом ЖКХ субъектам РФ. Ряд регионов не освоил вовремя часть средств, предоставленных фондом. Если данные обязательства не будут выполнены, регионы обязаны будут вернуть неосвоенные средства в Фонд ЖКХ. Данная мера позволит на должном уровне и более эффективно осуществлять мероприятия по переустройству ЖКХ.

В целом, властям есть над чем работать в этой сфере. Проблемы хозяйства реальны, они требуют устранения. Но порой одно затруднение ликвидируется за счёт другого. Этакий «тришкин кафтан». Но ведь латать его до бесконечности не получится. И здесь нужны серьёзные государственные программы по выводу ЖКХ из постсоветского тупика. А решить все эти проблемы только за счёт жильцов не получится, как бы власти этого не хотели.