В чём же причины снижения поступления налогов во II квартале – 2013? «Виновников» торможения экономики ищут многие. Реально уменьшилась по сравнению с прошлым годом фискальная составляющая поступлений в консолидированный бюджет. ФНС видит один из корней зла, нарушивших планомерное наполнение казны, в снижении доходов от НДС, вызванное крупными инвестпроектами. Чтобы прикрыть эту дыру в бюджете, госкомпаниям будет настоятельно предложено президентом скоординировать порядок вычетов.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Если в I квартале–2013 фискальные поступления в бюджет возросли в сравнении с аналогичным периодом–2012 на 5,6%, то за следующие три месяца данный показатель снизился. Тем не менее, общий «налоговый приток» за полугодие вырос на 1,9%. ☆★
Апрельско-июньский провал в основном связан с положением в экономике. Сравнительно с первым полугодием прошлого года ВВП вместо запланированных 3.6% поднялся лишь на 1,7% (2012 — 4,5%). Прибыль предприятий стала меньше в январе–апреле на 16,6% ( в 2012-м — снижение на 0,6%). По словам Мишустина, налог на прибыль за 6 месяцев был собран в размере 995 млрд. рублей (минус 23% от 2012).
Помимо общего снижения темпов, налоговые доходы упали из-за инвестпроектов компаний, не облагаемых «внутренним» НДС. Положение стало осложняться ещё в прошлом году. Ряд госкомпаний, завершив крупные проекты, приступил к процедуре возвращения налога, накопив «удержания» порой за несколько лет. Главный налоговик РФ отметил, что вычеты, связанные с АТЭС, модернизацией НПЗ, прокладкой трубопроводов, освоением месторождений, спортивными успехами, уже прошедшими и будущими, превысили триллион рублей.
Ситуация, осложнённая строительством для казанской Универсиады, сочинской Олимпиады, Дальневосточного саммита, в 2013-м ухудшилась ещё более. Мишустин доложил, что полугодовые сборы НДС уменьшились до 979-ти миллиардов (минус 2,8%). За январь – май вычеты по НДС поднялись свыше чем на сотню миллиардов рублей. Была дана раскладка (в млрд. рублей) недостачи по отраслям: нефтянка — 53,1, газовая — 43,2, сельхоз — 6,0, связь — 4,4. ФНС прогнозирует, что в 2013-м данный дефицит в 1,4 раза превысит уровень 2012-го.
Предъявляются вычеты не синхронно инвестициям, а с заметным временным лагом. Это привело к отложенным вычетам по проектам. Для стабилизации ситуации президент страны выступил с инициативой: отработать механизм согласования сумм, сроков, порядка данных льгот. Но такая мера только поможет ФНС рассчитывать поступления, чтобы не «срывать план отчёта», сами же поступления НДС это не увеличит, хотя и несколько сгладит налоговые непоступления средств в бюджет. Главные виновники сложившейся ситуации пока не высказались о процедуре такого согласования, ведь ими ежеквартально предоставляются планы по сдаче объектов.
Не улучшило положение и изменение в порядке амортизации. До этого льготы начислялись после ввода в эксплуатацию объектов и свидетельства о подаче бумаг на регистрацию. Но с этого года заработали поправки, освободившие компании от «документальных» условий. А решение суда дало возможность предприятиям ускорить амортизацию.
В последнем квартале прошлого года заметно возросли суммы амортизационных премий, и эта тенденция сохранилась в текущем году. Только по крупнейшим предприятиям данные показатели поднялись практически на полтриллиона рублей. Однако данные последствия удалось закрыть принятием поправок в Налоговый кодекс, фактически вернувших прежний порядок. Предприятия будут вынуждены провести доплату, в связи с чем ожидается определённое улучшение налоговой ситуации, однако поправки могут быть оспорены в суде.
Результаты исполнения федерального бюджета пока перекрывали проекты Минфина, однако не исключено, что в 2013-м пессимистичные прогнозы превзойдут реальность, напомнив кризисный 2008-й. Министр финансов Силуанов утверждает, что доходы казны за полугодие позволяют предсказать недостачу до триллиона рублей в реальном выражении по итогам года. Минфин не смог исключить, что впервые с 2008-го придётся израсходовать запланированные отчисления в резервный фонд. А. может быть, и часть средств из него. И это несмотря на нефтяные цены, превышающие заложенные в бюджет ($105 вместо $97 за баррель).
В регионах также ожидаются серьёзные проблемы с бюджетом. Порядка трети доходной базы региональных бюджетов формируется налогом на прибыль. А повышение оплаты труда, не поддержанное экономическим ростом, — одна из причин снижения прибыли предприятий. Этим ограничиваются и собственные инвестиционные источники, и поступления от налога на прибыль.
Так что, нынешний год по своим параметрам уже очень напоминает кризисный 2008-й. И ситуацию надо начинать исправлять уже сейчас, иначе год предстоящий может оказаться ещё хуже. Причем только в сфере налогов проблема решения не имеет. Здесь требуется макроэкономический подход, исходя из тенденций развития всей экономики. И налоги — это не только средство наполнения бюджета, это ещё и инструмент, позволяющий во многом воздействовать на всю экономику страны в целом, как в позитивном плане, так и в негативном.
И здесь вполне можно, и нужно, присматриваться к опыту других стран. Ведь, экономические проблемы терзают не только нас. Например, не всё гладко сейчас и китайской экономике. Правда, пути решения, там ищут исходя не из задачи наполнения бюджетов налогами, а с точки зрения оздоровления общей экономической ситуации в стране. И готовы поступиться текущими поступлениями в бюджет в пользу перспективы экономического развития.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Правительство КНР начало программу поддержки фискальными льготами и вложениями в железные дороги. Главная мера — содействие налоговыми льготами малому и среднему предпринимательству. В КНР с августа на время будут отменены НДС, также как и операционный налог на бизнес, чей месячный объём продаж не превышает $3250. Экспортёрам упростят процедуру получения разрешений, отменой ряда других сборов оптимизируют таможенную проверку промтоваров. Это должно экономически поддержать около миллиона китайских компаний. ☆★
Может, и нам пора думать на перспективу, а не только считать очередные недостачи НДС и налога на прибыль. Уже понятно, что налоговая система страны нуждается в серьёзной модернизации. В условиях мировых кризисных явлений нужна новая концепция налоговой политики. Причём, основной задачей которой будет не наполнение бюджета, — это задача вторичная, — а помощь в создании и развитии новой экономики страны. Без этого мы не выживем.