Труд большинства россиян оплачивается весьма средне. Это — непременное правило статистики. Величина «медианной зарплаты» — от 16 000 до 29 000 рублей. Но та же статистическая наука показывает, что среднеарифметическое «белое» жалование по стране заметно выше, около 28-ми тысяч. Разработкой механизмов, делающих возможным сблизить медианные и средние заработки, займётся рабочая группа, формируемая по поручению вице-премьера при Минтруде. Состав её неизвестен, но задача предстоит экспертам непростая, почти подвиг.
Мнение специалистов: влияние на зарплату других процессов в экономике страны высоко, а положение в ней непростое. Вопрос низких зарплат следует рассматривать, по меньшей мере, с трёх точек зрения: экономическая ситуация в общем, структура трудового рынка и государственное планирование.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Инвестиционного роста в российской экономике на сегодня нет, итоги II квартала – 2013: снижение прибыли на треть. Таково сальдо финансового результата без вычета налогов. В 2011-м данный показатель равнялся 16-ти процентам ВВП, ныне—менее десяти. ☆★
Фонд оплаты труда в последние 3 года испытывает значительную нагрузку, растут издержки. В таких условиях существенное повышение зарплат вряд ли возможно. Властям необходимо найти баланс интересов предпринимателей и пенсионного фонда, а также прочих соцфондов. Снижение показателей в экономике совместно с ростом зарплатной нагрузки «гонит в тень» предпринимателей, что уменьшает наполнение бюджетов различных уровней.
Но, при этом, повышение зарплат бюджетников идёт. Это, по замыслу властей, должно дать благоприятный импульс экономике, стимулируя потребительский спрос.
Однако исследования говорят о насыщении, потребительский спрос более не является драйвером. Увеличение зарплат у бюджетников, провоцирующее рост инфляции, должно заставить правительственных экспертов, понимающих, что темп повышения зарплат отстаёт от производительности труда, повышение которой невозможно без вложений, просчитывать перспективы каждого шага.
Помимо роста структурных диспропорций трудового рынка, во втором квартале – 2013 наблюдается общее повышение безработицы, которое, по всей видимости, будет продолжено и осенью. Правда, количество безработных и вакансий, официально зафиксированных службами занятости, практически одинаковое, что свидетельствует о несовпадении заинтересованности в конкретных специальностях в конкретных регионах. Такой дисбаланс рынка труда чаще всего ведёт и к зарплатному дисбалансу.
Однако российские «зарплатные перекосы», расхождение оплаты рабочих и менеджеров, требующие исправления, видны не только деятелям профсоюзов. Последние уверены, что необходимо ограничить кратность зарплат руководителей и рядовых работников. Причём, касается это не только госсектора, где, как они надеются, есть возможность урегулировать данную проблему.
Впрочем, их оппоненты не видят рычагов воздействий на частный бизнес, живущий по своим правилам, в плане установления зарплат. Власти способны на это лишь в бюджетной сфере, чем и занимаются сейчас, введя ограничения кратности зарплат в бюджетном секторе, регулируя социальный пакет и остальные права работников. Зарплаты же коммерческого сектора должны координироваться партнерскими отношениями работодателей и профсоюзов.
Очевидно, что необходимо решение проблемы минимального размера зарплаты, и в Минтруде ведутся работы по повышению МРОТ. Рассматривается вариант о его соответствии региональному прожиточному минимуму. Данный вопрос затрагивает не только работающих в частном секторе и бюджетников; показатель нередко является основой тарифных сеток. Повысится он — увеличатся и прочие зарплаты.
Но происходить это должно постепенно, учитывая реальную ситуацию в бизнесе на сегодня. В случае же, когда нагрузка увеличится без оглядки на реальную ситуацию в экономике, предприниматель – работодатель, чтобы не прогореть, вынужден будет «оптимизировать» кадры или… вообще уходить из бизнеса.
Интересно, что рассматривая потребности в сфере информационных технологий, в частности, нехватки профессиональных кадров в специализациях, где Россия пока не имеет подготовительных институтов, Минкомсвязь для компенсации данной нехватки, предложило при привлечении иностранцев в сектор снизить порог зарплаты для них. Инициатива ведомства связи — ограничить годовую зарплату одним миллионом рублей (сейчас — два).
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Это касается Закона, регулирующего «правовое положение иностранных граждан в РФ», устанавливающего специфику трудовой деятельности иностранцев. С опубликованными предложениями Минкомсвязи можно ознакомится и обсудить. ☆★
Но данные инициативы затрагивают лишь высококлассных специалистов, приглашение которых не требует обязательного разрешения на привлечение. Не используются здесь и функционирующие квоты на въезд. Однако на иностранцев, участников проекта «Сколково», данные требования не распространяются.
Действующая сейчас МРОТ для высококвалифицированных иностранных специалистов для большинства ИТ-компаний (порядка 167 000 рублей в месяц) чрезмерно высока, что ограничивает потенциал развития отрасли, уверены в Минкомсвязи.
В целом можно сказать, что проблема повышения зарплат вряд ли решится без улучшения экономической ситуации в целом. И в первую очередь, сюда должно быть направлено внимание правительственных структур. А повышение зарплат — это, скорее, производная, и решить её административно вряд ли возможно.