Путин ставит ЦБ в государственное стойло

Назад

Президентом Путиным одобрен законопроект, принятый думой в третьем чтении, в соответствии с которым все без исключения финансовые организации страны передаются под руководство Банка России, который превращается в финансовый мегарегулятор. Ранее под властью Центробанка находилась только банковская система государства, сейчас в круг его обязанностей войдут те функции, которые до того были в ведении Федеральной службы по финансовым рынкам. ФСФР же становится структурным подразделом Банка России. Закон вступает в силу 1-го сентября.

ЦБ будет контролировать область финансовых рынков, включая страховую и микрофинансовую деятельность, кредитную кооперацию, работу рейтинговых агентств, инвестагентств, оперирующих средствами пенсионных накоплений. Законом предусмотрена ротация в Центробанке: «мандат» его главы — Эльвиры Набиуллиной продлевается на год до 5-ти лет; совет директоров увеличен до 15-ти человек; предусмотрено формирование постоянного комитета финансового надзора. С помощью этого института ЦБ будет исполнять свои полномочия на финансовых рынках.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Место ЦБ во властной системе особенное. Он является независимым органом, вне подчинения президенту, правительству. Ключевые функции Центробанка, помимо денежной эмиссии, — кредитно-денежная политика, сдерживание инфляции, надзор над банковской деятельностью и валютным курсом, управление золотовалютными резервами, определение правил банковского бухучёта. ☆★

Процесс формирования финансового мегарегулятора был запущен президентом Путиным еще в осенью–2012. Тогда госчиновники и участники финансового рынка были призваны «поторопиться» с его созданием. Чиновники, как по указке, ответили, что необходимость создания такого ведомства подтверждено общемировой практикой, отметив, что многие страны сближают функции органов финансовой политики, надзор и поддержку финансовой стабильности.

Правда, «пионер» в основании мегарегулятора Великобритания, фундаментально реформирует систему: аннулирует FSA — единый регулятор финансового рынка, передавая значительную часть его назначений Центробанку.

За время существования FSA, схожую модель надзорной структуры взяли на вооружение более чем в 30-ти странах. В их числе Австрия, Швеция, Южная Корея, Япония. Но первопроходцы решили отказаться от такого опыта, ведь от кризиса он их не спас. Не исключено, что за законодателями банковских мод — британцами пойдут и другие. Но наши власти решили отдать весь финансовый надзор в одни руки.

Эксперты видят проблемы Центробанка в области надзорной политики и сомневаются в необходимости отягощать его присмотром за страховщиками, брокерами, прочими агентами и кооператорами. Они считают, что возникнет проблема «конфликта интересов»: ЦБ должен будет инициативно действовать на финансовом рынке, и в то же время регулировать его. Впрочем, в условиях кризиса это скорее плюс, чем минус.

Многие не считают создание мегарегулятора необходимостью, ссылаясь на неудачный зарубежный опыт. Более того, создание его ударными темпами. Противники видят возможные организационные беспорядки на первом этапе, которые могут дать отрицательные результаты для устойчивости экономики. Действенность мегарегулятора во многом определяется организованностью действий прочих «направляющих» органов. Необходимо создать предпосылки для внедрения такого института, и только потом придавать ему конкретную организационную форму.

Но инициатива создания такого регулятора поддержана главой финансового ведомства Антоном Силуановым и руководителем ФСФР Дмитрием Панкиным, несмотря на множество претензий у игроков финансового рынка, желавших видеть на данном посту человека из своих кругов. У них возникает вопрос, справится ли с объёмом задач глава ЦБ. Ведь Эльвира Набиуллинна занимала пост министра экономики, президентского советника по экономическим вопросам и не имела практического опыта работы в финансовой плоскости, а также искушённости в принятии решений в банковской и рыночной сфере.

Кроме того, банкиры не услышали от нового главы открытого изложения идей новой политики, чётких заявлений касательно намеченной монетарной политики. Игроки рынка задумались, выводить ли им активы за границу, либо наоборот, начать инвестировать в Россию.

У финансистов вызывает опасения, сможет ли глава мегарегулятора осилить колоссальную, и не слишком хорошо известную ей денежную систему страны. Они не исключают вторую волну мирового кризиса. Россию даже называют большим сырьевым фьючерсом, производным финансовым инструментом от мировой рыночной стоимости нефти. Стоит цене на нефть упасть и последствия для госбюджета будут плачевными, и при этих обстоятельствах действия мегарегулятора и его главы будут опредопределять многое.

Впрочем, хотя в Великобритании от идеи банковского мегарегулятора и отказываются, но…

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По итогам прошлого года авторитетнейшей британской газетой Financial Times Марио Драги признан «человеком 2012-го». Шестидесятипятилетний итальянец обошёл своего земляка — экс-премьера Марио Монти, и небезызвестную Ангелу Меркель. Одна из главных заслуг главы Европейского центрального банка — наделение ЕЦБ функциями мегарегулятора.☆★

Однако у ситуации с созданием мегарегулятора есть и вторая сторона. ЦБ РФ в настоящий момент является абсолютно независимым, никак не подчинен властям России и фактически проводит политику, навязанную мировым финансовым сообществом, дирижируемым кланом Ротшильдов.

В 2000-м году, сразу после прихода к власти Путин уже пробовал национализировать Центральный Банк, но, похоже, товарищи Ротшильды ему быстро объяснили, что он был не прав. Однако в последние годы вопрос подчинения банка России стоит всё более и более остро. Особенно в свете надвигающейся второй волны мирового кризиса, очевидность отвязки российской финансовой системы от мировой перестаёт вызывать сомнения.

Пару лет назад в недрах властных структур уже появлялся законопроект переподчиняющий Центральный Банк правительству России, однако судьба его остаётся неясной, возможно, что и эта попытка национализации провалилась. И вот, на этот раз, похоже, Путин не стал биться головой о международную финансовую стенку. Выбран был изящный обходной путь: под крики о возможном назначении Глазьева, главой ЦБ удалось сделать своего человека — Набиуллину, а сразу после возник вопрос о придании ЦБ статуса мегарегулятора.

И таким образом, Центральный Банк все-таки станет государственным, но завуалировано. Ведь финансовый контролёр не может не подчиняться государству. Однако здесь уже встают следующие вопросы. По силам ли экономической власти России решить структурные вопросы в стране? Сможет ли Набиуллина не дать утонуть финансовой системе? Вот это уже действительно мегазадача для мегарегулятора.