Станут ли совместные покупки разбитым корытом?

Назад

Организаторы коллективных, и весьма массовых закупок, помощь которых используется многими отечественными шопоголиками, весьма предсказуемо обратили на себя внимание ФНС. Служащих фискального ведомства заинтересовал ощутимый прирост трансграничных приобретений. Руководство ведомства предложило региональным подразделениям произвести мониторинг с целью выявления организаторов совместных интернет-закупок. Однако непонятно, как налоговикам удастся провести границу между сетевыми купцами и обычными, но азартными и ненасытными покупателями.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Согласно данным «Почты России» за прошлый год на 25%, до 30-ти миллионов вырос объём почтовых отправлений, полученных из-за рубежа. Средняя стоимость отправления составила 2 700 рублей. Специалисты считают, что более трёх четвертей их — сетевые покупки отечественных шопоголиков, потративших в иностранных интернет-магазинах около 80-ти миллиардов рублей. ☆★

Существенный прирост почтового трафика зафиксирован на многих направлениях, особенно из Китая. Россияне, делавшие покупки в сетевых магазинах этой страны, за прошлый год вдвое увеличили экспортный трафик. Интересно, а сколько идёт в обход Почты?

Эта ситуация побудила московское УФНС к рассылке официального документа, где координаторам совместных покупок (СП) предлагалось сделать выбор: заплатить оговорённый законом налог — 13% с дохода физлиц, в случае если закупка может классифицироваться как «разовая», либо действовать в статусе ИП. Тогда придётся внести в бюджет 6%, а помимо этого — страховые взносы, порядка, пока ещё действующих, ежегодных 36 000 рублей. Ведь, организаторы совместных покупок, получают доход за свою деятельность, который обычно составляет 10-15% от стоимости заказа.

Но далеко не всегда можно понять, совместная это закупка или нет. Например, совершающие регулярные покупки на всемирно известных Amazon’е или eBay, не всегда сталкиваются с совместными покупками, несмотря на то, что они — наиболее популярный способ выгадать во время шопинга.

Впрочем, глубину данного феномена можно понять, набрав в поисковой строке Google «совместные покупки». Ответ поисковика — «результатов: примерно 5 870 000». Некоторые группы включают по 45 000 участников.

А началось всё с объединения «продвинутых» мам, проводящих с пользой время на «профильных» форумах, мечтавших сэкономить на покупках. Там и возникли первые объединения для покупок детской одежды, игрушек, предметов гигиены по оптовой цене. Было создано первое общество СП, и о результатах, — цена в центральном магазине мегаполиса втрое выше, чем у сетевого оптовика, — стало известно многим.

Проблема с оптовой покупкой была одна: оговоренная поставщиком минимальная покупка и дальнейшая скидка с покупки на сумму от ХХХ тысяч рублей: другие требования, легко решались «колхозом». Его «председатель», собрав с мамочек деньги, уславливался с поставщиком, платил, получал товары, доставлял их куда надо, раздавал заказчикам. Ведь физлицам разрешено покупать хоть вагон памперсов, платя наличными, ограничение — миллион рублей. Обычная комиссия организатора — до пятнадцати процентов.

Но это не значит, что все устроители реально обогащаются: зачастую деньги идут на покупки малышам. Конечно, таких людей можно заставить зарегистрировать ИП. Это — по закону, но по справедливости ли?

Спустя годы, взгляды организаторов сместились с оптовых закупок на складах, на зарубежные интернет-магазины. Ибо платить больше за то, что продавец купил, растаможил, завёз на склад, не хотелось. Сыграл свою роль беспошлинный лимит, определённый таможенным законодательством — на приобретения до €1 000.

Стала организовываться поставка одежды из китайских сетевых магазинов. Покупки в Азии значительно дешевле европейских, доставка проще. Задача — раскрутить сайт, что тоже не бесплатно. Это сделать сложней, чем отыскать партнёров и посредников в Китае.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Закупаются опытные люди в магазинах на Taobao, имеющим немало русифицированных версий. Работа китайцев безупречна, товарооборот постоянно возрастает. Не удивительно, ведь средняя цена товара там на порядок меньше московской. Заказ приходит весьма быстро, и доставка стоит недорого. Не вызывает претензий и работа посредников из Китая, консолидирующих заказы, и «договаривающихся с таможней». Европейские и американские конкуренты — не соперники. Но введение даже минимального, пятипроцентного налога, может убить бизнес. ☆★

Есть проблема и для налоговиков: большинство бизнесменов — устроителей совместных покупок, зарегистрировались за границей. Правда, это вопрос можно решить проще: мамочки, организующие совместные покупки для себя и знакомых, публикуют свои адреса и телефоны. Так что, борьба будет объявлена им.

Конечно, налоги следует платить с любого заработка, но как понять есть ли в данной ситуации заработок. Получает организатор доход или просто организует совместную закупку для экономии средств у широкого круга людей?

И здесь встаёт вопрос о четко проработанной системе, позволяющей отделять занимающихся бизнесом от просто экономящих на покупках. И, скорей всего, создание такой системы может обойтись бюджету дороже, чем возможные дополнительные налоговые поступления. Или… можно поступить как всегда: брать налог со всех подряд. Но в этом случае, скорей всего, совместные покупки, как таковые, просто прекратят своё существование.

В итоге, все останутся у разбитого корыта: государство без налога, а люди без дешёвых товаров, закупаемых без посредников. Впрочем, нет, розничные торговцы и посредники всё-таки выиграют.