Президентом Путиным было отменено одно из наиболее знаковых поручений своего предшественника – Медведева — об обязанности госкомпаний отчислять деньги для наращивания целевого капитала Сколковского института технологий (Сколтех). Данное распоряжение не публиковалось, о нём стало известно некоторым СМИ. Таким образом, с государственных компаний снята повинность в финансировании инновационного проекта, перечисляя на его счета до трёх процентов от своей чистой прибыли, теперь они будут делать это по собственному желанию.
Три года назад Медведев распорядился: госкомпании ближайшие три года должны переводить на счета фонда 1% от собственных программ инновационного развития, либо до трёх процентов чистой прибыли за прошедший год.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: «Сколтех» — звено инициированного тогдашним президентом проекта основания инновационного кластера. В 2010-м он был учреждён фондом «Сколково» соединёнными усилиями с Массачусетским технологическим институтом. Цели «Сколтеха» — сосредоточиться, с одной стороны — на образовании, с другой — на прикладных исследованиях. Двумя годами позже президентской комиссией по модернизации было решено, что кредитование кластера будет производиться через эндаумент-фонд, — актив, созданный за счёт «благотворительности». ☆★
Власти намеревались собрать порядка 30-ти миллиардов рублей. Кроме того, они надеялись, что отчисление средств госкомпаниями будет продолжено. Однако, в 2012-м госкомпаниями было перечислено лишь 4 млрд. руб. В текущем году фонд не получил ни копейки.
Главы «Сколтеха» информацией о постановлении президента не располагают. Однако, не считают это «смертным приговором», ибо не только на пожертвования госкомпаний живёт кластер, якобы имеющий и прочие источники создания целевого капитала. В числе меценатов — частные компании. Привлекаются даже средства некоторых физлиц.
Но, несмотря на это, эксперты понимают, что существование «Сколтеха» всецело обусловлено бюджетным финансированием, которое запланировано до 2015-го, а также наличием заказов со стороны. Задача эндаумента — попытаться подстраховаться, однако для этого было необходимо собрать, по меньшей мере, 15 миллиардов рублей.
Госкомпаниям, не получавшим никаких полномочий в управлении «Сколтехом, распоряжение Медведева, естественно было не по нутру, и их главы обратились к Путину с просьбой об отмене поборов. Предприятия не хотели вносить платежи, напоминавшие им не инвестиции, а дань, так как даже не имели возможности заказать нужные им исследования, как и обучение своих специалистов. Значительно более выгодным направлением компании посчитали для себя вложение финансовых средств в самостоятельное развитие.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Крупные игроки нефтяного рынка сформировали в Сколкове собственный исследовательский центр, сочтя это достаточной лептой в проект. Ряду госкорпораций закон не позволяет заниматься благотворительностью. Главы других предприятий, таких как «Газпром» уверены, что куда эффективней финансирование изысканий отраслевых институтов в целом или отдельных узкоотраслевых разработок. Так возник фонд «Энергия без границ». ☆★
Как следствие, финансирование было заморожено, проект оказался не столь эффективным, как виделось Медведеву. Для того чтобы говорить об эффективности, убеждены топ-менеджеры, прежде необходимо обеспечить инфраструктуру, и только затем заявлять о потенциальной доходе от исследований. На данном этапе нет, не только инфраструктуры, но и… сооружено лишь единственное здание. При этом финансовые средства тратятся на весьма сомнительные проекты, об эффективности которых можно говорить лишь с большой долей юмора.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Сколковский фонд заключил с думцем Ильёй Пономарёвым контракт на научную работу. За это депутат — глава госпрограмм по формированию технопарков, не имевший высшего образования, получил $750 тысяч. ☆★
Путин счёл план предшественника искусственным, постоянно от него отмежёвывался. Он ни разу не посетил стройки. Многие видят причину такого отношения президента в многочисленных финансовых нарушениях, расследуемые в настоящее время Следственным комитетом. С уходом Владислава Суркова фонд потерял высокопоставленного куратора, имевшего возможность в какой-то мере влиять на президента в плане поддержки Сколковского проекта.
Сейчас всем уже стало понятно, что существовавшие при запуске проекта политические риски реализовались. Команда Медведева, в который уже раз проиграла команде Путина, и, возможно, проект «Сколково» в скором времени будет закрыт или перейдёт на остаточный принцип финансирования, что, фактически, означает то же самое. Но стоит ли рубить с плеча?
Такие проекты не приносят отдачи сразу. Подобные инвестиции относят к «венчурным», — финансирующим стартапы, растущие или пока не завоевавшие место на рынке проектов. Они сопряжены с высоким риском, но их стоит довести до конца, пока нет твёрдой уверенности в их бесперспективности. Правда, чтобы продолжать вкладывать средства в проект, необходимо рассмотреть вопрос о серьёзном контроле над тратами и исключить возможность распила поступающих средств.
А ведь как хорошо всё начиналось. Напомним об этом песней в тему.