Образовательный тупик российского освоения космоса

Назад

Ракета «Протон-М», которой надлежало доставить навигационные спутники «Глонасс-М» на орбиту, взорвалась непосредственно после старта, упав на территории Байконура и похоронив почти четыре с половиной миллиарда бюджетных денег: такова стоимость производства ракеты, 3-х спутников, организации запуска. Премьер распорядился сформировать комиссию, задачи которой — определение подоплёки катастрофы, и разработка мер «по повышению контроля в космической отрасли для предотвращения подобных происшествий». Кроме того, Медведевым был затребован список виновных.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: О предварительных причинах главе правительства уже доложено. Главная, на взгляд экспертов — повреждения в системе управления или в двигателе. Специалисты убеждены, в случае, когда инцидент происходит менее, чем через 20 секунд, то, надо полагать, виноват двигатель. ☆★

Что же касается виновников, то, может быть, стоит вспомнить поговорку, что: «выигрывает сражение армия, а проигрывает — полководец»? Несомненно, можно назначить повинного в том, что комплекс «был неуправляем с момента старта», найти, кто же именно раскачивал ракету «сразу после отрыва от стартового стола». Но если не искать провинившихся на стороне, а «на себя оборотиться»?

Может быть, следует задуматься, что вина в том, что путь комплекса на орбиту завершился в километре от старта, лежит не только на стрелочниках, но и на реформаторах образования, здравоохранения, силовых структур? Если посмотреть на проблему комплексно, тогда, возможно, станет понятно, что одной из истинных причин катастрофы является отечественное «полупросвещение полуспециалистов», а один из главных виновников - тот, кто начал ремонт неплохо работающей машины по болонским шаблонам. А на космодроме мы лишь пожинаем плоды проводимых либеральных демократических реформ, в том числе, и в области образования.

По всей вероятности, во вторник на наши головы обрушилось всё то, чем наполнялись мозги студентов последние годы. Причём, не только нам на головы, и не только в переносном смысле. Из свалившейся ракеты, построенной и управляемой «знатоками», выпущенными из российских вузов, на землю Казахстана выплеснулось порядка 170-ти тонн токсичных веществ. И, к счастью, к сиюминутным жертвам это не привело, ибо «Протон» низвергся в пустынной местности, но такое количество крайне токсичного гептила и возникший после этого пожар природу явно не украсит. Даже если все потенциальные жертвы будут эвакуированы.

Ведь были же срочно вывезены все специалисты с площадок Байконура. Кто сможет просчитать последствия образования облака из ядовитых паров топлива? Персонал комплексов, находившихся по пути движения газов, эвакуировали. Но как просчитать последствия и потенциальный урон соседям? И кто этим будет заниматься: такие же недоучки, как и те, кто строил и управлял «Протоном»? Конечно, эта катастрофа — внутреннее дело нашей страны, ибо инцидент произошёл на арендуемой территории.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В космических верхах сразу после байконурского падения стали думать о вероятных «дырах» в системе «ГЛОНАСС». Уже предложено задуматься о резервном способе выведения спутников с плесецкого космодрома. ☆★

В казахскую степь рухнул не российский орбитальный комплекс, а вся система отечественного образования, и его основной стержень и, по совместительству, главный могильщик — ЕГЭ. Большинство специалистов убеждены, что это — антигуманный эксперимент, жертвой которого стали дети нашей страны, являющиеся также её будущим. Но главные последствия реформы образования ещё впереди. Нам ещё долго придётся расплачиваться за эксперименты ныне требующих «подать на ковёр Ляпкина-Тяпкина».

Готовясь к ЕГЭ, ученики школьных старших классов упражнялись ставить галочки напротив правильного ответа, вместо решений задач и написания сочинений. В вузы приходят люди, которые знают грамоту, но не умеют писать, говорить, понимать, слушать. Вскоре они заменят не молодеющих выпускников советской системы просвещения. Станут учителями, чтобы натаскивать подобных себе на роли врачей, строителей, учёных, педагогов. А, может быть, тогда уже нынешний уровень покажется заоблачным?

Детей в школе отучили видеть картину, процесс в целом, разбили его на ничтожные составляющие. Это касается математики и литературы, физики и истории. Интересно, что мы пытаемся покорять космос, исключив астрономию из числа обязательных предметов.

Но проблема заключается не только в уровне технического образования. Филологи МГУ считают, что гуманитарное образование также пребывает в критическом состоянии. И, похоже, положение в нём ничем не лучше чем в техническом. Преподаватели констатируют, что положение в школах и вузах напоминает национальную катастрофу, угрожающую уничтожением исторической преемственности, разрывом «национальной культурной традиции».

Специалисты утверждают, крушение гуманитарного сегмента уже произошло, и русская литература не является более культурным регулятором образовательного процесса. Причём источником этого называется не некомпетентность властей, а её сознательная и целенаправленная деятельность, в том числе, утверждённая недавно «Программа развития образования до 2020-го».

Преподаватели из МГУ считают, что подобная политика определена не одной причиной. Они подчёркивают, что власти понимают, что управлять общественным сознанием проще, если уровень образования ниже. Акцентировано, что власти стремятся снять с себя значительную часть обязательств по госфинансированию образования.

Падающий уровень школьного образования приводит к тому, что вузы должны «затыкать дыры» предшественников. Преподаватели заявили о своём нежелании принимать такую политику разгрома отечественного образования. Они высказали недоверие чиновникам, реализующим эту политику, выступили за предание гласности этих данных, которые помогут обществу оценить деятельность Минобразования; необходимость начала поиска выхода из положения.

Результаты, достигнутые Министерством образования, на взгляд филологов, заключаются в следующем: снижение уровня преподавания, деградация учителей, рост коррупции, раздробление образовательного пространства. Положение усугубляется закрытием провинциальных школ, урезанием числа бюджетных мест в институтах, слиянием вузов. В заявлении также говорится о методах дискредитации институтов объявлением их «неэффективными».

И затрагивает это всё образование. Ведь, несмотря на «диаметрально противоположную» направленность технических и гуманитарных вузов, руководят ими одни и те же чиновники. Так что спасать надо всё. Одними техническими вузами и фундаментальной наукой тут ограничиваться нельзя. Без гуманитариев летать тоже ничего не будет.

Ведь многим известно выражение, что намеревающийся уничтожить народ, уничтожает его язык. И грош цена тому студенту и научному работнику, который неспособен внятно сформулировать мысль, и, как следствие — не в состоянии просто самостоятельно мыслить. Точней Герцена не скажешь: «Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло». Так что, пора уже думать о спасении и дел, и слов. Да и о компетентности правительства пора подумать. Ведь если «Протоны» падают, то возможно, это кому-то нужно? Интересно кому?

Безусловно, прогресс во всех областях просто-напросто вынудил внести какие-то коррективы в образовательную систему. Но вопрос ставился о реформировании, а не сломе проверенных годами схем. Может быть, надо было как-то аккуратней подойти к нашему будущему, не разрушая модель в одночасье, не проверив эффективность новоизбранного курса? Наверное, следовало «запустить в тестовом режиме» несколько конструкций, — в том числе, и старую, — и посмотреть, результаты какой из них принесли бы лучшие плоды, а не делать поворот на 180 градусов в момент, когда ресурс системы почти исчерпал себя.

И, в заключение — песня в тему.