Зарубежные эксперты посчитали, что наша страна — не самая комфортная для финансовых вложений в ИТ-бизнес, невзирая на заметный рост потребительского спроса. Бурный российский прогресс отрасли начала века быстро застопорился. У наших же соседей положение с ИТ значительно лучше. Среди причин этого экономисты называют отсутствие в Белоруссии, Казахстане и на Украине сырьевого подспорья, и связанное с этим стремление властей сделать ставку на высокотехнологичный сектор, который признаётся во всём мире наиболее привлекательным «парусом» экономики.
Впрочем, западные эксперты видят и схожие симптомы экономик «выходцев из одной шинели», такие как непродуктивная работа чиновников, высокая коррупция, постоянно меняющиеся законы, высокие таможенные и налоговые риски, непрогнозируемость долгосрочного вектора движения государственной экономики.
Лидером для инвестиций в данную отрасль в СНГ считают Казахстан. Именно эта страна создаёт наиболее привлекательные условия для приглашения зарубежных, и, в том числе, российских ИТ-компаний. Международные организации убеждены, главная причина — самое приемлемое в СНГ налоговое законодательство: целостный налоговый кодекс, небольшие, и притом стабильные ставки взносов в бюджет, электронная отчётность.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По итогам 2012-го в рейтинге Forbes Best Countries for Business Казахстан оказался на 70-м месте, опередив Украину (104) и Россию (105-е место). За год соседи с 80-го места «прыгнули» на 10 строк рейтинга. Перемещения России минимальны, за год она пропустила вперёд лишь Украину. Лидером же рейтинга является Новая Зеландия. ☆★
Для Казахстана характерны быстрый прогресс в сфере свободы предпринимательства; защиты имущественных прав инвесторов, инноваций, развитие технологий. Как, впрочем, нацеленность на интенсивное развитие экономики и рост спроса на высокотехнологичную продукцию. В России же главный минус — постоянные изменения в налоговой политике, которые негативно сказываются в первую очередь на высокотехнологическом секторе экономики.
ИТ-бизнес на Украине также несколько лет кряду демонстрирует устойчивый рост. С этого года фирмы этой отрасли, зарегистрированные в стране, освобождены от уплат НДС за ИТ-услуги на десятилетие. Сверх этого, для них налог на прибыль установлен в размере лишь 5%. В украинских верхах ожидают, что это выведет «из тени» свыше 2 тысяч предприятий-разработчиков ПО, темпы же роста отрасли составят до 45 % в год, давая ежегодный прирост в 20 000 рабочих мест.
У нас же в стране для получения льготной ставки только по страховым взносам в 14%, ИТ-предприятие обязано получить в Минкомсвязи аккредитацию. В то время как в соседней Белоруссии функция распределения льгот находится у ИТ-ассоциаций, то есть, из цепочки предоставления льгот полностью вырвано бюрократическое звено.
А вот Россия опыт соседей перенимать не торопится. Между тем, в нашей стране высокотехнологичным отраслям нужна долгосрочная и «не корректируемая» постоянно программа поддержки и определённая позиция государства по серьёзному льготному налогообложению, предусматривающая расширение льгот, в том числе, и распространение их на малые компании со штатом менее 30-ти человек, не получающие сейчас вообще налоговых преференций.
Минкомсвязи предлагает пролонгировать действие сниженных ставок по страховым отчислениям для предприятий ИТ-отрасли до 2020-го и снизить численность персонала компаний, претендующих на получение льгот, до семи человек. Пакет мер подготовлен министерством, но… пока это только предложение, и до его внедрения в жизнь ещё далеко. А между тем, ИТ-отрасль за два последних года откликнулась на льготы увеличением роста экспорта более 20% в год, что в несколько раз превысило рост мирового рынка ИТ.
Сами же работники ИТ-индустрии уверены, для создания универсальных продуктов и сервисов необходимо постоянное присутствие на рынках сбыта, в противном случае, продвигать и продавать свою продукцию крайне сложно с маркетинговой точки зрения. Они не думают, что проблема «утечки российских мозгов» реальна: в отличие от рынков СНГ, где внутренний спрос незначителен, в России, напротив, внутреннее потребление данных продуктов стабильно растёт. А, следовательно, предприятия должны быть небезразличны к размещению центров разработок в России.
Однако, с другой стороны, сейчас, благодаря облачным технологиям, можно развиваться, не находясь в точке сбыта. Это доказывает пример основных глобальных игроков. Ведь немало примеров, когда команды разработчиков, неплохо зарабатывали на рынке США, работая из-за границы. Главное — выход на рынки с уникальными технологиями, а организация разработки, благодаря современным средствам связи может вестись откуда угодно. Нужен лишь фронт-офис и маркетинговые отделения в «точке продаж».
И есть опасность, что этот путь для российских ИТ-компаний может стать основным, в итоге, мы получим наращивание спроса на ИТ при одновременном отказе от российского звена создателей решений и продуктов. Многие эксперты уверены, в российской власти всё больше сильных топ-менеджеров из крупного бизнеса. И их креативное, проектное мышление, работоспособность, честность, позволит эффективно и эффектно обойти ямы существующих проблем. По крайней мере, хочется на это надеяться.
Ведь выращивание своей интеллектуальной элиты, — необходимость чего отмечалась и президентом, — дело не одного года. Если не заниматься этим, можно при росте потребления ИТ, можно лишиться сначала квалифицированных сотрудников, потом компаний отрасли, ну а, кроме того, и налогов от них в бюджет. Недостатки в последовательности действий, отсутствие стратегии могут привести к «точке невозврата», что мы уже наблюдали с непродуманным увеличением страховых взносов на ИП. При этом недобор налогов будет не самым страшным последствием. Ведь в итоге непродуманной налоговой политики страна может получить недостаток ИТ-профессионалов, потерю роли на мировых рынках и непоправимое увядание отрасли.
Пока же российские горизонты налогового управления в данной индустрии не далеки. И в этой недальновидности есть вина законодателей, не выработавших стратегию серьёзного льготного налогообложения для предприятий ИТ и других высокотехнологичных отраслей. Впрочем, время пока не упущено, но делать это надо срочно, если, конечно, мы не хотим вечно оставаться сырьевым придатком для мирового сообщества.