Минфин, по обыкновению властной вертикали, прислушался к наказу президента Путина: как можно быстрей конкретизировать и обнародовать свои взгляды на «роскошный» налог. Ведомство выполнило требование президента, и в обнародованном определении сказано, что будет повышенный налог, ставка которого составит до… одного процента. Подобным непосильным бременем будет обложено лишь жилье, рыночная стоимость которого превышает триста миллионов рублей. Эксперты по этому сегменту рынка утверждают, что, количество подобных объектов в столице и Подмосковье не превышает 6 000.
При этом риэлторы прогнозируют, что кадастровая и рыночная цены более или менее совпадут лишь у одной трети этих объектов налогообложения.
Минфином было предложено введение предельной ставки единого налога на роскошную недвижимость, — или недвижимую роскошь, — в 1 процент, а наименьшую — в 0,5%. Точные величины налогообложения роскоши предложено определить муниципалитетам.
Из этого несложно заключить, что ежегодно обладатели домов или квартир, чья минимальная стоимость — 300 миллионов рублей будут вынуждены поделиться с казной суммой от полутора до трёх миллионов рублей. Сборы же с другой недвижимости, не такой роскошной, должны составить 0,1%. Как уже неоднократно отмечалось, основой для исчисления нового налога будет не инвентаризационная стоимость объектов, а кадастровая, которая превышает ныне действующую в десятки раз.
Впрочем, столь дорогостоящих объектов недвижимости даже в Москве не бог весть сколько. А ведь столица по традиции не только наиболее богатый мегаполис в России, но и один из самых дорогих мегаполисов на Земле. Правда, в последнее время, эта тенденция претерпела существенное изменение
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По последнему, опубликованному в феврале – 2013, исследованию специалистов The Economist, проведённом совместно с Intelligence Unit, российская столица, несколько лет подряд возглавлявшая данную табель о рангах, не попала и в «двадцатку лучших». ☆★
Но вернёмся к нашим «баранам», это которых государство намерено «стричь». Шесть тысяч объектов… данная цифра составляет до четырёх процентов от элитного сегмента недвижимости. К данной категории риэлторами отнесена, например, 13-комнатная квартира участницы дела «Оборонсервиса» Васильевой. А всего, по оценкам экспертов на сегодняшний день в Москве менее 4 000 квартир, стоимость которых превышает триста миллионов рублей. Приблизительно такое же число располагается на подмосковных Рублёвке и Новой Риге.
В тоже время, кадастровая стоимость лишь третьей части из указанных объектов превышает установленную сумму. В этом убеждены специалисты рынка. Таким образом, после того, как единый налог будет принят, в казну будет ежегодно поступать около шести миллиардов рублей.
Впрочем, установление кадастровой стоимости превратится в одну из узловых проблем при подготовке нового закона. Урегулирование этой проблемы, возможно, станет куда более трудоемкой, нежели сама оценка земли. А ведь данный вопрос, по мнению Владимира Путина, привёл к заминке в правительстве. В противоположность земельным участкам, объекты недвижимости значительно сложней оценить, лишь опираясь на его назначение и зонирование. Ведь и стоимость различных квартир в конкретном многоквартирном доме порой отличается в разы.
Так же, на порядок разнятся эффекты от «роскошного» налога для отдельного гражданина и для казны в целом. Сумма, превышающая полтора миллиона рублей весьма ощутима и для самых состоятельных людей. А вот бюджет действительно ощутимой пользы от нового поступления видимо и не заметит. Если, конечно, текущая версия закона будет окончательной.
Кроме того, не стоит считать, что среди состоятельных соотечественников не найдётся жаждущих оставить деньги в своём кошельке, а не отдать их государству. Тем более, свод законов имеет для этого не одну лазейку. Даже в случае превышения оценки недвижимости по кадастру порога в 300 миллионов рублей, закон оставляет возможность для того, чтобы эта сумма была оспорена.
А так как вводимые налоговые нормы будут касаться физлиц, то в случае переоформления недвижимости на юридическое лицо можно сверх того, фактически получить «налоговую индульгенцию». Впрочем, такой вариант во властных структурах уже узрели, и уже готовятся решения и по юридическим лицам. В проекте: приравнять ставки на недвижимое имущество юридических и физических лиц. Но здесь есть и другая сторона медали. У реально работающих организаций может быть большой объём недвижимого имущества, необходимого для обеспечения производственного процесса. И серьёзное повышение налога на это имущество может привести к тому, что вслед за ИП начнут закрываться и юридические лица. Получит ли государство от таких решений какой ни будь финансовый эффект весьма сомнительно, а вот безработицу и социальное напряжение получит наверняка.
Впрочем, в проектных документах есть и другие лазейки для ухода от «роскошного» налогообложения. В частности, планируется, что обложены новоиспечённым налогом будут лишь объекты недвижимости как таковые, а вот что делать, когда объект находится в долевой собственности? И в том случае, если проект примут в нынешнем виде, то формально налогоплательщик, передав, например, долю имущества родственнику, получает возможность уйти от повышенного налогообложения.
Так что, на взгляд специалистов ОВИОНТ ИНФОРМ, идея «роскошного» налога нуждается в более серьёзной проработке. И здесь, как и у медиков, главное правило, должно быть — не навреди!