Минфином планируется исключение аудиторской тайны из списка данных, недоступных в процессе налоговых проверок. В соответствии с подготовленным законопроектом, по запросу налоговиков аудиторы обязаны будут раскрывать конфиденциальную информацию о предприятиях-клиентах без согласия последних. Принятие законопроекта в его теперешнем варианте позволит фискальному ведомству получать всеобъемлющую информацию о любой компании, работающей в России. Причиной подобного предложения послужило усиление борьбы с предполагаемыми налоговым уклонистами.
Финансовым ведомством на портале опубликован проект существенных корректив в Налоговый кодекс и девятую статью закона «Об аудиторской деятельности» (ЗОАД). Из приведённого в 82-й статье НК перечня сведений, сбор и применение которых были запрещены при осуществлении фискального контроля как конфиденциальных, предложено изъять понятие: «аудиторская тайна».
Поправками в ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что документы и сведения, составленные или полученные аудиторской организацией, должны быть предоставлены фискальным органам по требованию тех без предварительной письменной санкции лица, которому были оказаны такие услуги.
К таким услугам относятся управленческое, налоговое и бухгалтерское консультирование, составление налоговых деклараций, ведение налогового и бухгалтерского учёта. А, кроме того, консультации по юридическим вопросам, таким как: составление бизнес-планов, защита интересов верителя в суде. Иными словами, вся информация, имеющая значение для налогообложения.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В пояснительной записке к законопроекту говорится, что налоговики получат доступ к различным источникам информации для борьбы как с налоговыми уклонистами, так и с финансовыми мошенниками. Оговаривается необходимость предоставления информации по требованию уполномоченных органов зарубежных государств. Помимо этого, декларировано, что законопроект сконцентрирован на реализации рекомендаций ОЭСР, Организации экономического сотрудничества и развития. ☆★
Однако связь данного законопроекта с требованиями ОЭСР неочевидна. Настоящий проект профессионалы пока широко не обсуждали, но его скорое появление показывает, что Минфином взят курс на повышение прозрачности аудита. Хотя экспертами и отмечалось, что среди рекомендаций ОЭСР нет прямых директив на необходимость беспрепятственного доступа фискальных органов к тайне аудита.
Не надо быть пророком и специалистом, чтобы понять: если, — точнее, когда, — поправки примут, налоговые органы будут иметь практически полный, без ограничений доступ к информации о предприятиях. Ведь в число ключевых аудиторских услуг входят такие, как налоговое консультирование и ведение бухучёта. Оказывая их, специалист приобретает почти полный доступ ко всему объёму информации «для внутреннего пользования» клиента.
Пока аудиторы готовятся к валу запросов, уверенные в том, что сразу после того, как законопроект Минфина будет принят, на них обрушится шквал запросов из ФНС. Ведь ревизоры в курсе даже мелких нарушений норм их клиентами.
А через некоторое время такая база данных в умелых руках превратится в подробнейшую схему всего, что происходит как в отечественном бизнесе в целом, так и в каждой фирме в отдельности. И аудиторские центры, помня поговорку о суровости, но … обязательности к исполнению закона, будут обязаны запрошенную информацию, скорей всего, «слить».
В итоге, все сведения, ранее составлявшие пресловутую «аудиторскую тайну», окажутся на руках налоговиков. Хоть кто-нибудь сможет гарантировать, что данные не превратятся в ещё одну вескую причину для того, чтобы предъявить очередную претензию? В нашем налоговом законодательстве немало статей и пунктов могут быть истолкованы неоднозначно.
И рост претензий со стороны ФНС коснётся большого круга компаний. Правда, с другой стороны, такие поправки в законодательство не вызовут боязни фирм, работающих максимально прозрачно, и поспособствуют переходу на «белые» схемы остальных.
Но всё же, предложение Минфина нанесёт аудиторскому рынку весомый удар. Если клиенты «ревизоров», не будут уверенными в конфиденциальности информации, которая, например, может быть использована налоговиками при определённых обстоятельствах в суде, то владельцы различных компаний будут отказываться от услуг аудиторов. И первыми под удар попадут мелкие аудиторские компании.
Но не избегут оттока клиентов и столпы аудита: клиенты обратятся к более удобному внешнему консалтингу, предоставляемому самостоятельными компаниями, ведь на автономных аудиторов не будет распространяться обязательство раскрывать информацию, считают эксперты.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По мнению специалистов, аудиторы будут лишены весомой доли доходов, и сегмент рынка «консалтинговых услуг» потеряет половину из своих 25-ти миллиардов рублей. ☆★
Наверное, следующий шаг власти — обязать адвоката докладывать «куда следует» по запросу обо всех действиях его клиента. Далее на очереди — тайна исповеди. А затем, наверное, последует заметное сокращение штата налоговых и правоохранительных служб.
Для чего их так много, если конфиденциальные данные любого подозреваемого будут предоставлены по первому требованию?