Многие автомобилисты уверены, что государство «всю дорогу» усиливает борьбу с ними: ведь они видят неизменные повышения разнообразных налогов и сборов, касающиеся владельцев средств передвижения, подкреплённые финансовыми взысканиями требования, штрафы. Это привело автолюбителей к убеждению, что власти не склонны оставлять их в покое и в дальнейшем. Вскоре ненавистный хозяевами мощных машин транспортный налог (ТН) может сменить экологический сбор. Его планируют исчислять пропорционально тому вреду, что наносит автомобиль природе.
Об этом на совещании по развитию данной отрасли поведал замминистра промышленности и торговли страны. Алексей Рахманов рассказал, что правительство планирует начать «стимулирование экологически чистого транспорта».
Помимо этого, им было предложено лимитировать эксплуатацию транспортных средств установленного возраста. Это, в первую очередь, коснётся пассажирских транспортных средств, перевозящих особо опасные грузы. Замминистра Минпромторга уверен, это необходимо, чтобы обеспечить безопасность таких перевозок.
Возглавляющий заседание премьер Медведев воспринял идею с благосклонностью. Глава правительства пообещал рассмотреть вопросы ограничения в эксплуатации установленных транспортных средств, находящихся как в собственности частных предпринимателей, так и организаций, для различных видов перевозок.
Одной из задач реформирования транспортного налога является обновление российского автопарка. В ряде регионов он походит на автомобильную «комиссионку»: машины старше десяти лет составляют более половины парка. Подобные автомобили потребляют максимум горючего, от них больше страдает дорожное покрытие, не говоря уже о природе. Идея нового подхода заключается в следующем: больше ездишь — больше плати. Этого можно добиться разными путями, но основной путь, уверены специалисты, это включение в стоимость бензина спецплатежа в размере до пяти процентов от стоимости горючего.
В конце 2011-го тогдашним президентом был в очередной раз поднят вопрос об упразднении транспортного налога, размер которого зависит от мощности автомобильного двигателя. Данный сбор, по примеру практически всех стран мира, планируется заменить дополнительными акцизными сборами с топлива
Однако Минфин и региональные власти сопротивляются такому переходу. И это является серьёзной преградой на пути упразднения транспортного налога. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: ФНС выступила против предложения по замене транспортного налога акцизом, включенным в стоимость топлива. По словам ведомства, связано это в первую очередь с тем, что средства от транспортного налога зачисляются в региональные бюджеты. ☆★
Как раз по этой причине намеченное ранее упразднение транспортного налога превратилось в увеличение налоговой нагрузки для автомобилистов. В результате, топливные акцизы не сменили ТН, — вместо этого вступил в силу транспортный налог, исчисляемый исходя из мощности автомобиля, и, помимо этого, к нему были приобщены акцизы, поднимающие цену на топливо. Другими словами, взамен рационализации налогообложения автовладельцев, условия его в который раз были изменены. И вновь, по их мнению, не в лучшую сторону.
Замысел привязать ТН к экологической «стерильности» машин, по мнению их владельцев, также не обещает послаблений данной категории граждан РФ. Причина: при прежней схеме расчёта транспортного налога большая часть собственников архаичных отечественных и импортных автомобилей, — их немало передвигается по дорогам страны, — могли платить минимальный налог, так как редко мощность их моторов превышала сотню-полторы лошадиных сил.
Следовательно, из-под налогообложения уходила немалая группа автомобилистов. Если же подойти к расчёту налога «экологически», данная неувязка, с точки зрения властей, будет исправлена. Следует отметить, что современным природоохранным стандартам не соответствуют двигатели первых моделей «Жигулей» и древних иномарок. Их владельцы автоматически попадают под солидный налоговый пресс.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Специалисты уверены, отечественную норму «выезда на пенсию» автомобилей следует привести к общему знаменателю с мировой практикой: она составляет около семи процентов автопарка. То есть, каждый год надо «отправлять на металлолом» порядка трёх миллионов «консервных банок на колёсах». Данный показатель сопоставим с отечественным годовым уровнем продаж транспортных средств. На «секонд хэнд авторынке» в каждой возрастной категории на первом месте — всевозможные модели ВАЗа. 34,5% продаж приходится на их долю. ☆★
Вот только «экологическая мотивировка» налога вряд ли серьёзно повлияет на загрязнённость воздуха. Охранять природу в крупных городах, конечно надо, но там автопарк состоит, главным образом, из новых автомобилей. А вот старьё, — включая легковушки, автобусы и грузовики, — скапливается в регионах. А главную угрозу там «зелёные» видят не в автомобилях, а в устаревших вредоносных производствах.
Надо также отметить, что «экологизация» транспортного налога вовсе не принесёт облегчения собственникам новых машин. Судя по твёрдой позиции Минфина и усложняющейся бюджетной ситуации, освобождать их от уже возложенного на них бремени, вряд ли станут. Ведь автомобилисты в нашей стране воспринимаются властью как одна из самых состоятельных категорий, так как если есть автомобиль, то есть и финансы, а значит, вполне могут помочь родному государству.