Минфином разработан законопроект содержащий положение о том, что кассовые аппараты России обязаны быть переведены в режим онлайн-связи с ФНС. Определена и крайняя дата данного шага — 2016-й. Нововведение затронет всех: как магазины и платёжные терминалы, так и прочие торговые точки, а также продавцов услуг. В ведомстве уверены, что при кажущемся на первый взгляд неудобстве для работников торговли, те только выиграют. Да, налоговики получат возможность отслеживать всю выручку, но, с другой стороны, их подход к проверкам станет значительно избирательней. Но так ли всё радужно?
Нововведения должны существенно сократить обращение «серых» денег, уверены в Минфине. Там считают, переход на такие кассовые аппараты принесёт выгоду фирмам и индивидуальным предпринимателям. Регистрацию аппаратов упростят, а число необоснованных проверок ФНС уменьшится.
Торговыми точками, банкоматами, платёжными терминалами в режиме реального времени будет передаваться информация об проводимых операциях непосредственно в ФНС. Вместе с тем ожидается ужесточение наказания за отступление от закона при работе с контрольно-кассовой техникой. Срок давности привлечения к административной ответственности будет увеличен с двух месяцев до года.
Правительством будут установлены параметры кассовых аппаратов. Всю подобную технику зарегистрируют в ФНС и внесут в специальный реестр. Причём, в обязательном порядке.
Есть в законопроекте оговорка: в тех населённых пунктах, куда не добралась Всемирная паутина, — и не доберётся до установленного срока, — правила использования касс останутся прежними. Но отсутствие Интернета бизнес должен будет компенсировать обязательным встроенным режимом фискальной памяти. При этом обработка информации о транзакциях, предполагается, будет осуществляться оператором, ежедневно отправляющим сведения в ФНС. И данная база данных будет сохраняться в течение 5 лет, чтобы при необходимости налоговые органы могли затребовать нужную информацию или провести сверку. Помимо выдачи потребителям чеков, они будут сохраняться в электронном виде, страхуя и продавца, и покупателя от потери бумажного платёжного документа.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: На online-схему работы поставщиков товаров и услуг с фискальными органами переходят государства Таможенного союза. В Белоруссии с июля 2012-го используется технология дистанционного наблюдения за денежным оборотом, что подразумевает введение онлайн-касс, со следующего года начинает переходить на эту схему и Казахстан. ☆★
Однако возникают вопросы: смогут ли все регионы страны, даже те, в которых нет, и не предвидится через три года Интернета, выполнить данную задачу? И нужно ли поголовное внедрение такой модели в государстве с, мягко выражаясь, не всюду развитой структурой экономики? Да и бизнес наверняка уже продумал, как будет уходить в «тень».
Удастся ли верхам урегулировать ряд административных вопросов — издержки, сбои в системе? Сейчас планируется создать дополнительные рабочие места по обслуживанию базы данных, а есть ли гарантии, что не будет изобретено очередное нововведение, или, по нашей традиции, не будет пересмотрен, в очередной раз, список «рекомендуемых» аппаратов».
Поставленная цель — построение системы бесперебойной передачи в реальном времени сведений изо всех уголков, — в том числе, «медвежьих», — весьма трудноосуществимая. Как добиться её выполнения, если власти не уверены, что накроют всю Россию Всемирной Паутиной? Начать стоило бы с крупных городов, технологически наиболее готовых к введению системы. «Обкатав» её в пилотном режиме, проанализировать ошибки, недоработки, и лишь после этого осуществлять вывод на просторы необъятной Родины.
Также встает вопрос целесообразности. Требуется ли онлайн-подключение торговых точек в населённых пунктах с численностью населения менее 10-ти тысяч человек? А менее 1000 человек? Даст ли контроль за такими точками сколь-нибудь ощутимый эффект, особенно, в сочетании с предстоящими тратами, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса?
По мнению неправительственных экспертов, внедрение «реальновременных» касс станет нелёгким грузом для торговых организаций. И дело не только в расходах или затратах на претворение замыслов верхов. Нужна оценка эффективности проекта для государства, и, возможно, для бизнеса. Конечно, соответствующая запросам финансового ведомства инфраструктура, готовая к передаче данных, есть у крупных сетевиков.
А вот что делать хозяевам маленьких магазинчиков и прилавков в торговых комплексах? Откуда брать средства индивидуальным предпринимателям, которые за счет своего небольшого бизнеса, еле-еле умудряются «выйти в ноль»? Не проще ли им всем будет просто закрыть свой бизнес? И что тогда власть получит в итоге? Уменьшение налогов и увеличение безработицы, причём, в масштабах всей страны?
Каждое намерение усовершенствовать процессы коммуникации, несомненно, заслуживает одобрения. Но вряд ли такие новации требуют сиюминутного масштабного внедрения без оценки и всестороннего анализа возможных последствий. Хотя есть оптимисты и не в правительстве. Привычные к большому объёму транзакций, операторы платёжных систем смогли бы и сейчас обработать необходимое число налоговых запросов.
Конечно, мировой опыт показывает, что подобный подход даёт эффект для фискальных органов, позволяет сэкономить на упрощении процедур контроля. К тому же, не все кассовые аппараты потребуют замены, а для подключения к терминалу может хватить не слишком дорогого модема. Но, для кого то и такие затраты могут оказаться достаточно серьёзным фактором для закрытия бизнеса. Тем более что модем ещё нужно подключать, а для этого может понадобиться помощь ИТ-специалиста.
Наверно, Минфину всё-таки стоит ещё раз подумать над внедрением подобной системы, а то вслед за массовым закрытием ИП, можем получить и массовое закрытие остального малого бизнеса.