Официально озвученный цифровой показатель налоговой нагрузки (НН) на предпринимательство составляет 35,6%. Однако, по словам главы РСПП, на деле она существенно выше. Разработки, проведённые специалистами Всемирного банка, показали, что за истекшие 12 месяцев, уровень фискального бремени в нашей стране увеличился на 17 процентов. По мнению отечественных промышленников и предпринимателей, данный факт значительно затрудняет конкурентоспособность российских предприятий. Если не сказать большего. Есть ли в планах государства снижение НН в ближайшее время?
Последний год в России, как показала работа исследователей WorldBank (WB,Всемирный банк), принёс предпринимателям прирост налоговой нагрузки с 47-ми до 55-ти процентов. И эксперты утверждают, что властями РФ постоянно находятся новые методы увеличить сборы, хотя и не за счёт повышения ставок.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В Минэкономразвития констатируют, что при вычислении уровня налоговой нагрузки необходимо учитывать уровень теневой экономики. По некоторым оценкам он составляет до 20-ти процентов, что приближается к десяти триллионам рублей. Это, в свою очередь, даёт значительно более 2 трлн. рублей недополученных налогов. В итоге уровень НН при перераспределении нагрузки на предприятия без учёта «теневиков» даст порядка пятидесяти процентных пунктов. ☆★
Властными структурами планируется реализация изменений по перераспределению нагрузки между различными категориями плательщиков. Условия налогообложения, как между сегментами экономики, так и внутри них могут быть изменены, однако налоговая нагрузка в целом, полагают в Минэкономразвития, увеличиваться не должна.
Сейчас НН не всегда равномерна. Более высокие платежи в казну установлены для добывающего, а также обрабатывающего комплексов. Также власти не скрывают своего намерения и впредь пополнять бюджет за счёт алкогольных и табачных акцизов. Сверху уже неоднократно озвучивалось, что важнейшие положения налоговой политики не претерпят сколь-нибудь существенных изменений до 2016-го.
Не планируется также в течение ближайших шести лет заменить НДС налогом с продаж, но работы по улучшению администрирования данного налога будут проводиться. Для этого будут внедрены обязательные электронные декларации по НДС. Незыблемы будут условия по кредитам, даже предоставленным на нерыночных условиях: власти не станут вмешиваться в утверждённые и подписанные ранее договоренности.
Важной целью перенастройки налоговой системы станет децентрализация поступлений. Решение это назрело, и задачей правительства будет более значительное формирование доходов по регионам, при уменьшении доли федерального бюджета.
Ещё одна задача властей — прекращение увеличения сборов за счёт различных дополнительных платежей. Минэкономразвития видит возможность собирать более значительную сумму в бюджет, что уже опробовано на практике. Ещё одна задача — грамотное распределение имеющихся, вполне достаточных средств, то есть их грамотное расходование. Беспорядок в данной области приводит к неэффективности трат, сколько бы средств не собиралось в бюджет.
К притоку дополнительных средств без повышения налогов также должен привести вывод «серого» сектора из тени, и такие меры разработаны Минэкономразвития. Утверждается, что необходимо ликвидировать факторы, влияющие на развитие теневого сектора, и главный из них это трудноконтролируемый объём наличного оборота. Акции против теневой экономики будут направлены на более качественный контроль финансовых потоков, но без ущемления прав граждан. Эти меры должны привести к урезанию объёма наличности, для чего инфраструктура экономики должна быть подготовлена к этому шагу.
При этом главный фактор «теневого» оборота – неподъёмный для многих уровень налогов, почему-то не рассматривается вообще.
Планируется более тщательный контроль поступающих от граждан платежей. Много информации способны дать проверки платёжных терминалов, их владельцами фиксируются далеко не все средства. Таким образом, часть прибыли уводится из-под налогообложения. Предполагается, что лучшее администрирование поступлений в данной области сможет защитить и государство, и потребителей услуг от неимоверных комиссионных.
Основными характеристиками налоговой политики на ближайшее будущее станут не только ужесточение контроля со стороны фискальных органов. Запроектированы и «льготы» для установленных территорий. В Забайкалье и на Дальнем Востоке могут возникнуть особые налоговые спецрежимы, которые будут функционировать лишь в данных регионах. Соответствующий законопроект подготовлен Минфином. Это станет подобием особых экономических зон, которое стимулирует оказание помощи новым производствам.
Привилегии будут получены предприятиями, инвестировавшими в такие производства. Либо 150 млн. рублей за первые три года его существования, либо 500 млн. на протяжении стартовых пяти лет. Инвесторы будут на первые 5 лет освобождены от налога на прибыль, а пять последующих лет ставка налога будет равна десяти процентам. К тому же, для предприятий будут отменёны налоги: земельный и на имущество. По твёрдым полезным ископаемым также возможны ослабления по НДПИ.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Запланирован ввод спецрежимов в будущем году, действовать они будут до 2024-го. Однако, при этом спецрежим не будет распространяться на банковский сектор, алкогольные, табачные, добывающие предприятия. ☆★
Предложение о спецрежимах небесспорно. Минфин отмечает, что льготы возможны лишь для компаний, реализующих единственный инвестиционный проект в отдельно взятом регионе, что делает неосуществимым пользование данной льготой значительным числом компаний, так как ряд проектов реализуются сразу в нескольких субъектах РФ. Сегодняшняя редакция документа запрещает пользоваться спецрежимом компаниям, имеющим филиалы (обособленные подразделения) за границами данного региона.
Эта проблема, на взгляд Минфина, может быть решена созданием новых юрлиц, что не потребует серьёзных финансовых затрат от бизнеса, но может превратиться в нешуточную организационную проблему. К тому же, немало субъектов РФ не прочь получить льготные налоговые условия для развития проектов на своей территории.
Позволит ли перенастройка улучшить пополнение бюджета? В какой-то мере да, при условии, конечно, что власти не перегнут палку. Но ликвидировать весь «теневой» сектор экономики сейчас вряд ли возможно. Здесь пора бы подумать не о перенастройке, а об изменении самого подхода к сбору налогов, о создании налоговой системы функционирующей по принципиально новой схеме, которая позволяла бы не только наполнять бюджет, но и развиваться бизнесу, особенно малому, который влачит весьма жалкое существование.