Нижней палатой парламента планируется принять закон о взимании налогов за размещение рекламы, — прямой и скрытой, — c интернет-пользователей, ведущих дневники. Автор подобного почина — Железняк, не матрос-партизан, а думец, глава комитета. Внесённые им поправки предусматривают введение «методики особого назначения», создание компьютерной программы, которая будет проверять сетевые публикации: содержат ли они рекламу, вплоть до завуалированной. Пока это — пожелания, вызывающее массу вопросов, так как об алгоритмах работы программы нет ни слова.
Нужен ли на «правовом поле» ещё один закон, соблюсти который нет технической возможности? Да, подобные нормы есть для иных СМИ. Но всегда ли фирма, напитки, производства которой телеведущие, усиленно смакуя, пьют по время эфира или компания, логотип которой находится на одежде диктора или гостя, признаются рекламодателями и платят налог в казну?
В Сети сделать это куда сложней. Наверное, для депутата, вознамеривающегося навести порядок в сфере рекламы в блогосфере, секретом не является, что в различных сетевых дневниках «двигатель торговли» размещается давно. Понятно, что Железняк возмущён тем, что большая часть блогеров, получающих деньги за «раскрутку», не платят налоги. Но вопрос выявления скрытой рекламы здесь стоит весьма остро. Как её определять? Какие критерии для этого использовать?
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Скрытая реклама (англ. — product placement, перевод — размещение продукта, вложение в продукцию) — основной метод неявной рекламы. Заключается в том, что герой фильма, телепередачи, музыкального клипа, книги пользуется реальной коммерческой продукцией с демонстрацией логотипа, хороших отзывов о продукции. Все знают, на какой машине ездит Джеймс Бонд, какой алкоголь, и часы какой марки он предпочитает. ☆★
Да, вопрос налогов с рекламы, наверное, важен для думского сборщика налогов с Сети. Но, не решив его, Железняк замахнулся и на скрытую рекламу, — на сленге — «джинсу», — в «постах». Как человек, — а тем более — компьютерная программа, — определит, похвалил ли пользователь фильм (кафе, магазин), по велению сердца, или из корыстных соображений?
Возник и ещё ряд вопросов к депутату: положительное упоминание действий (законодательных инициатив) какой-либо партии нужно считать «джинсой»? Или политическая ангажированность представителями правящей партии к рекламе не причислятся?
По какой статье УК РФ квалифицировать сообщение, например, бухгалтера, на узкопрофильном сайте, что с помощью определенной программы сдавать отчётность легче? Наверное, удобней счесть это не советом сотне-другой коллег, а скрытой рекламой. И видит ли депутат зависимость величины налогового сбора от количества посетителей «джинсовой» страницы?
Впрочем, зачем говорить о нюансах. Дело сделано, Железняк причислил блогерство к бизнесу. А теперь, по всей видимости, станет делать его (не блогерство, бизнес) цивилизованным, чтобы не пострадало государство. Наверное, единоросс уверен, что все остальные «правовые дыры» заделаны, осталась одна, способная привести «к достаточно серьёзным перекосам».
Где та граница, после которой надо платить налоги? Может быть, следует запретить все профессиональные сайты-сообщества, посещаемые в основном людьми, работающими в одной отрасли, и, соответственно, обсуждающими её проблемы? В том числе, какими инструментами пользоваться для достижения лучших результатов? А ведь на ряде сайтов разрешена регистрация компаний, производящих определённый продукт, как пользователей. Запретить такие сайты?
Законодательную инициативу главы думского комитета по информационным технологиям многие ждут давно. Ждут хотя бы возможности ознакомиться с её проектом. Но почти год — только разговоры. Каким образом будут признаваться рекламой публикации, где будет положительное упоминание торговой марки (товара, услуги)? Каковы критерии создания программного алгоритма, классифицирующего пост как рекламу? Видимо, будет запрещён любой положительный отклик, а вот «троллить» можно будет по полной программе? Или программа будет распознавать данные действия, как антирекламу конкурентов?
Никто не спорит, что в блогосфере есть, и довольно мощный, «двигатель торговли». Но вот если для начала сравнить его объёмы в сетевых дневниках по сравнению с общими параметрами рекламного рынка? И, хотелось бы узнать, не только чью «инструкцию» будет выполнять программа – поисковик скрытой рекламы, но и насколько планируется пополнить бюджет при помощи соответствующих интернет-поборов. Интересно, а рассказ в «Вики» о продукте, который приобрели и пользуются сотни тысяч людей, — реклама?
Да, воевать за сбор налогов с монополистами, например с РЖД, не так интересно. Или не так «резонансно»? Там нужно «перелопатить» тонны документов, а здесь — блогеров победил и прославился? Именно, благодаря новым «объектам налогообложения». Железняк убеждён, что за сетевую рекламу можно взять налогов на десятки тысяч долларов. Вопрос только как?
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Самый авторитетный журнал о рекламе в СМИ — Broadcasting & Cable проанализировал объёмы использования скрытой рекламы. 67% рекламодателей пользуется product placement. Оценка предпочтений — 80% производителей помещают продвигаемый продукт в телевизионные программы, сериалы, спортивные передачи. ☆★
По мнению специалистов ОВИОНТ ИНФОРМ серьёзно говорить о законопроекте можно будет не после долгих обещаний «запретить всё», а после опубликования «билля об интернет-правах». Но отследить, тем более, «автомату», все упоминания, побуждающие к покупке того или иного продукта, вряд ли реально. А уж определить, стоит ли за конкретным упоминанием корысть или нет, вообще невозможно. Ну, а кроме того, государство имеет возможность взимать налоги и по существующим нормам. Может быть этим и заниматься?.. Более эффективно.