Введение учёта алкоголя для крупной и мелкой розницы

Назад

Федеральной службой Росалкогольрегулирования (ФСРАР) продолжается планомерная подготовка представителей розницы, — как крупных сетевиков, так и владельцев «стекляшек на углу», — к введению Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), и, как первого шага, – ведению учёта розничной продажи алкогольной продукции. Три крупнейших игрока российского розничного рынка, уже сделали большой шаг в этом направлении.

Учитывают алкогольные продажи через ЕГАИС сети «Магнит», «Дикси», и отчасти лидер сегмента — X5 Retail Group, проводящий эксперимент на одной из своих составляющих — «Перекрестке».

«Магнит» первым начал тестирование ЕГАИС в собственных магазинах. Пока испытание проводится менее чем в сотне торговых точек в Центральном федеральном округе. Кроме того, к работе с этой системой в тестовом режиме приступает «Дикси». На данном этапе сеть отлаживает технологии, настраивая их взаимодействие с собственными IT-системами в «пробном» столичном магазине.

А с первого месяца весны ритейлер намеревается перейти к «системной диагностике» в двух десятках московских магазинов. По мнению руководства лишь более или менее широкомасштабная проверка даст возможность разобраться, как вся система будет функционировать в реальной обстановке.

В ФСРАР убеждены, что введение ЕГАИС в проверочном режиме незатратно для торговых точек. Для этого в магазинах нужно установить лишь специальное программное обеспечение, а оно предоставляется разработчиком бесплатно.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По данным Росстата, в 2012-м в России в рознице было продано 159,8 млн. декалитров (дал) водки и крепких ликероводочных изделий, и это выше на +2,2%, чем годом ранее; 12,5 млн. дал «коньячных изделий» — плюс почти 8%; 30 миллионов дал игристого вина, прибавление — 5,7%; 95,6 млн. дал вина. Виноградного и плодового вина стали потреблять меньше на полтора процента. ☆★

Решился участвовать в тестировании ЕГАИС и крупнейший отечественный ритейлер — X5, который не смог отказаться от предложения Росалкогольрегулирования протестировать систему в магазинах «Перекресток». В феврале несколько супермаркетов столицы и Подмосковья совершили тестовый запуск технологий ЕГАИС.

По завершении 1-го этапа апробации службы компании вместе с ФСРАР оценят успешность проекта. В случае признания эксперимента успешным, — как для ритейлера, так и для государства, — предстоит вторая его стадия: эксплуатация в нескольких регионах.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Создана ЕГАИС была в 2006-м, для контроля оборота алкогольной продукции непосредственно от завода до кассы магазина. Цель — победить нелегальный рынок, который лишь в водочном сегменте составлял, по данным ФСРАР, 24% от общего оборота спиртных напитков. Безошибочно система заработала не сразу, приведя летом 2006-го к дефициту алкоголя в продаже. Итог — ЕГАИС был оставлен только для производителей алкоголя. В апреле 2011-го Путин, будучи премьером, поручил ФСРАР повторно проанализировать целесообразность введения ЕГАИС в розничной торговле. ☆★

С начала прошлого года началась проверка системы в пилотном режиме в 11-ти магазинах Подмосковья. Использовались стандартные кассовые аппараты, куда установили GSM-модули и сканеры. Приборы помогали передавать информацию о купленной продукции на сервер, подключенный к ЕГАИС.

Через шесть месяцев в ФСРАР сообщили об успешности эксперимента. Сбоев в функционировании системы не было зафиксировано. Однако, при этом удалось зафиксировать более четырёхсот случаев повторного применения той же самой специальной федеральной марки, наклеиваемой на бутылку, которая должна быть уникальной.

ФСРАР тогда констатировал, что использование ЕГАИС с технических позиций в работе с сетевой розницей немного проще, нежели при взаимодействии с традиционной розницей. У крупного ритейлера кассы объединены в сеть, оборудованы сканерами, смонтированы и отработаны каналы коммуникации. Технических проблем при использовании ЕГАИС в крупной сетевой рознице не было выявлено.

Итоговые выводы о функционировании системы делать пока преждевременно: до этого нужно проанализировать её работу в магазинах различных форматов, хотелось бы, чтобы во всех регионах России. И испытание будут проводиться до того момента, пока у всех сторон не появится уверенность в нормальной работе системы.

А как быть мелкой рознице? Ведь и она тоже должна сдавать отчетность в Росалкогольрегулирование. А для формирования отчетности необходимо вести учёт алкогольной продукции. Да и региональные отделения ФСРАР уже начали требовать обязательного ведения учёта от розничных продавцов алкоголя, что вполне может говорить о будущих проверках розницы на местах.

При этом программы складского учета не удовлетворяют потребителя по своим возможностям. Можем посоветовать воспользоваться специализированной программой «Баланс-2: Учет алкогольной продукции», которая позволяет и вести учёт алкоголя, и на основании его формировать отчетность для сдачи в ФСРАР.