Минфин разрабатывает внесение в Налоговый кодекс (НК) поправок, которые позволят зарубежным налоговикам проведение в России контрольных мероприятий — налоговых проверок. Подобное предложение финансовым ведомством направлено главе правительства. Работникам же российских фискальных структур будет предоставлена возможность для проверок компаний в оффшорах. В документе описаны критерии противоборства уклонению от налогообложения при помощи оффшорных предприятий, а также фирм-однодневок.
Данными поправками открывается возможность нашим налоговым органам выполнять проверки налогоплательщиков, которые зарегистрированы на территории иных государств.
Ныне действующими налоговыми соглашениями нашей страны с иными государствами не предусмотрена подобная возможность. В них, как правило, говорится лишь об информационном обмене по проблемам налогообложения между различными государствами — налоговые органы нашей страны могут запрашивать сведения у коллег других государств. Те, со своей стороны, обязуются предоставить запрошенные сведения, естественно, при соблюдении некоторых условий.
В настоящее время, по сведениям Министерства финансов, нашей страной подписаны соглашения такого рода — об обмене сведениями с 86 государствами. И пятьдесят из данных документов соответствуют самым актуальным стандартам, которые были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В ноябре – 2011 Россией подписана совместная Конвенция ОЭСР и Совета Европы «О взаимной административной помощи по налоговым делам». Этим документом предусмотрено право проведения объединённых налоговых проверок после подачи соответствующего запроса. Правда, до сих пор нашей страной конвенция не ратифицирована, а потому налоговые органы нашей страны не могут в своих интересах использовать её положения. ☆★
Для придания Конвенции ОЭСР и Совета Европы юридической силы достаточно внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс нашей страны. На это было указано Минфином, в письме, адресованном Дмитрию Медведеву.
Данная процедура даст возможность миновать длительный процесс утверждения изменений каждого соглашения в отдельности. Попытки ФНС по противодействию уходу от налогов с использованием возможностей ОЭСР предпринимались и ранее. Но они не были подкреплены на законодательном уровне.
Правда, и теперь, эксперты не верят в действенность и реальную результативность проведения налоговых проверок на территории иных государств.
Считают, что такие «ревизии» не будут иметь значительного смысла.
Значительно эффективней работать будет другой инструмент: вступившие недавно в законную силу нормы о трансфертном ценообразовании. А, кроме того, поправки, планируемые Минфином, которые будут связаны с вопросами «идентификации» налогового резидентства компании.
Она будет проводиться по месту её регистрации, но не только, а также по месту реального управления. Будет закреплена концепция бенефициарного собственника и блок антиоффшорных поправок.
Банковские аналитики считают, что данные положения отнюдь не гарантируют «полной прозрачности» оффшоров для российских налоговиков, так как конечные их собственники зачастую надёжно укрыты за номинальными акционерами.
А европейская практика применения данной нормы пока тоже невелика, что не даёт возможности объективно судить о результативности соответствующих положений. Впрочем, лиха беда начало, ведь с чего-то надо начинать.