Ныне работниками ФНС стали реже применяются выездные проверки крупных компаний. Основные налоговые споры в России, как и прежде, вызывают НДС и налог на прибыль. Чаще всего предприятия недостаточно, на взгляд работников фискального ведомства, документально подтверждают и экономически обосновывают расходы. Ранее немало разбирательств было связано с недобросовестностью контрагентов проверяемых, теперь же это число заметно снизилось, — бизнесмены стали внимательнее подходить к выбору партнеров.
Об этом говорится в ежегодном обзоре, подготовленном российским отделом лидера в сфере налогообложения и аудита Ernst & Young. Организация уже в 8-й раз измеряет налоговый климат в нашей стране, опрашивая самых заметных игроков российского рынка: представителей как отечественных, так и международных компаний.
В числе благоприятных тенденций – 2012 — снижение обилия выездных налоговых проверок. Немногим более трети руководителей заявили, что работники ФНС теперь появляются с визитами на их предприятиях раз в три года. За прошедший год данный показатель вырос на 12%.
Если годом ранее об одной проверке за 2 года — сообщали 49% руководителей, то в последнем опросе — 27%. Из этого следует, что характерной для крупного бизнеса стала одна выездная налоговая проверка не в два, как прежде, а в три года.
Результаты проверок изменились не слишком. Значительная часть доначислений пала на долю двух налогов — на прибыль, подобные претензии инспекторов указало 48% респондентов, а также НДС (38%).
Главные основания для доначислений — неудовлетворительные, на взгляд ФНС, экономические обоснования расходов, о чём заявил 61% респондентов, частичное документальное свидетельство трат (ровно половина опрошенных), аттестация поставщиков как недобросовестных налогоплательщиков, таких оказалось 22%.
По НДС основными основаниями доначислений стали вычет входящего налога по необоснованным экономически расходам (39%), вычет по неподтвержденным документально затратам (33%), а, кроме того, входящий НДС, выплаченный поставщикам, которые на взгляд налоговиков, являлись «неаккуратными» налогоплательщиками (17%).
Из этого следует, что «недобросовестность» контрагентов, что раньше было главным основанием для доначислений, уже сейчас — не самая распространенная причина. Годом ранее о подобных претензиях со стороны налоговиков заявили 50% респондентов.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Снижение числа взаимных претензий в E&Y истолковывают большей осмотрительностью налогоплательщиков при подборе контрагентов. Во многом это связано с возможностью проверки контрагентов с использованием различных сервисов, например Контур-Фокус. ★☆
Нововведения в условиях контроля над трансфертным ценообразованием в полном объёме в действие не вступили, а потому, на данном этапе не слишком беспокоят бизнес. Незначительно увеличилась доля ответивших на вопросы E&Y, которые указали на ценовую корректировку под воздействием «трансфертных» правил, с девяти до одиннадцати процентов по сравнению с 2011-м.
По данным опроса, 36% предприятий в 2012-м были согласны с доначислениями, проведёнными фискальным ведомством. По тридцать два процента, были согласны с этим частично или не согласны. Но потуги предприятий оспорить подобные решения часто, как и ранее, завершаются неудачей. В случае несогласия с суммой доначислений, удалось оспорить её только в 45%.
Проводившим опрос показался интересным факт, что суд теперь — не единственное место, где предприятия имеют возможность отстоять собственную точку зрения по вопросу размера своей материальной ответственности перед государством. Исследование показало, что в 2012-м столь же эффективными стало досудебное разрешение налоговых споров.
29% предприятий удалось оспорить величину дополнительных налогов на этапе подготовки решения фискальным ведомством, вскоре после получения акта проверки, однако до вынесения постановления. 27% добились решения в свою пользу, обратившись в вышестоящий фискальный орган.
И только треть, 32% сделали это «старым, проверенным» способом, — после обращения в суд. Характерно, что выигрыш приходился в основном на стадию кассации.
Бесспорная причина подобной «расстановки» — более результативное применение обязательного досудебного обжалования. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Согласно этому механизму, с 2009 года налогоплательщик не имеет права обратиться в судебный орган до попытки оспорить решение своей инспекции в вышестоящем налоговом органе. ☆★