Отечественными налоговиками подведёны главные итоги ушедшего года, и своей деятельности за этот период. В целом ими собрано в бюджеты, — федеральный и местные, — почти 11 триллионов рублей. Данная сумма на 12,7% превысила показатель – 2011. Правда, прирост налогов замедлился вдвое, если сравнивать с двумя предшествующими годами, но заметно опережает коэффициенты экономического роста в России. Основной вклад в федеральную казну внёс налог с нефтедобычи.
Цены на «жидкое золото» устойчиво высоки, что во многом позволило сформировать бюджет страны без особых проблем. Не столь бурно, но всё же стабильно растущие доходы россиян обеспечили прирост поступлений и в региональные бюджеты. В итоге, налоговый вклад в казну составил 10,958 триллиона рублей.
Наверное, не слишком расстроил власти то факт, что предварительная сумма собранных налогов в 2012-м, которую озвучил глава фискального ведомства Михаил Мишустин, оказалась несколько выше окончательного итога. Сорок миллиардов рублей, конечно, значительное расхождение, но не на подобном фоне.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: 5,165 триллионов рублей из общего числа налоговых поступлений получил федеральный бюджет. Оставшиеся 5,793 трлн. — региональные бюджеты. А вот темпы прироста снизились. Получившееся в результате практически 13% увеличение несравнимо с темпами возрастания налоговых сборов двух предыдущих лет. Оно, в среднем, почти вдвое ниже темпов повышения фискальных сборов 2010-го и 2011-го. Тогда данный показатель был, соответственно, — 22%, 26%. ☆★
Никого из специалистов не удивил факт, что свыше восьмидесяти процентов налоговых сборов – 2012, как и в предшествующие годы, были обеспечены четырьмя налоговыми источниками.
Основными составляющими пополнения федеральной казны явился НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а также НДС. Главным компонентом пополнения региональных бюджетов стали два налога: на доходы граждан и на прибыль.
По-настоящему не допускающий возражений рост по результатам года из «великолепной четвёрки» показал только НДПИ. Прошлогодние 2,042 трлн. руб. превратились в 2,459 триллиона, что дало прирост в двадцать процентов.
Сборы по НДС, которые косвенно отражают обороты предприятий, возросли соизмеримо инфляции, на 7,5 процентов, то есть, другими словами, в реальном воплощении почти не поднялись: 2011-й — 1,753; 2012-й — 1,886 триллиона рублей.
Подобный расклад отмечен налоговой службой и в отношении региональных бюджетов. Один налог дал прирост, другой «притормозил». Например, от подоходного налога поступило за прошлый год больше, чем на 13% в сравнении с 2011-м: 2,260 триллиона рублей против 1,995 трлн. Причём, рост точно такого же порядка был отмечен Росстатом в плюсовой динамике номинальной заработной платы, что означает, по крайней мере, отсутствие оттока «белой» зарплата в «тень».
По сведениям ведомства госстатистики, среднемесячная зарплата в номинальном выражении увеличилась за год на те же 13,3%. В прошлом году она составила 26 690 рублей. Если же просчитать данный процентный показатель, учитывая годовую инфляцию – 2012, в реальном выражении данная цифра превратится в 7,8%. Но, как бы то ни было, предприятия могут лишь позавидовать подобной устойчивости доходов своих работников в истекшем году.
Сборы по другому имеющему первостепенное для регионов значение налогу, — на прибыль, — по результатам – 2012 поднялись только на 3,7%, что с учётом инфляции означает снижение прибыли предприятий или, по одной из версий Минфина, уменьшение собираемости самого налога в истекшем периоде.
При этом, значительный вклад в это уменьшение внесло первое полугодие 2012 года. По его итогам, подведённым Росстатом, получалось, что сальдированный финансовый результат предприятий (прибыль за вычетом убытков) сократился на 5% по сравнению с подобным периодом – 2011.
В числе возможных причин данного явления специалисты отмечали рост издержек при понижении спроса. В дальнейшем финансовые результаты улучшились (по итогам десяти месяцев – 2012 показатель прибавил 9%), однако, по словам Михаила Мишустина, вступил в силу иной фактор. Так, в последние месяцы ушедшего года завершился ряд крупных инвестиционных проектов, и реализовывавшие их предприятия получили значительные вычеты по налогу на прибыль.
В целом, несмотря на замедление темпов роста налоговых поступлений, финансовое положение можно считать достаточно устойчивым. Тем более, что помимо налоговиков бюджет пополняет ещё и таможенная служба, которая, например, за 2011 год опередила ФНС в деле наполнения федерального бюджета.