На прошлой неделе Госдума взялась за рассмотрение законопроекта, предполагающего упрощенный порядок конфискации земельных участков в границах «новой Москвы». Механизм просчитан и готов к вводу. Как гласит документ, подлежат резервированию и изъятию земельные участки, вне зависимости от того, кто владеет ими. И что же за это получат собственники? Предусмотрено возмещение стоимости «национализированного» имущества, либо предоставление взамен квартир, земельных участков.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Данный законопроект уравнивает всех собственников недвижимости. Изъятию подлежат земельные участки всех форм собственности: как государственной, муниципальной, так и принадлежащие юридическим либо физическим лицам. ☆★
Механизм процесса уже продуман. Собственник жилья будет извещён за месяц. При условии, что за этот период сторонами не будет подписано соглашение об изъятии, исполнительный орган госвласти имеет право обратиться в суд, заявив о принудительной конфискации. Величина убытков, подлежащих возмещению, может быть оспорена владельцем в судебном порядке. Однако, при этом, факт судебного разбирательства не будет препятствием для «репрессивного» изъятия собственности.
Москва получит полномочия, согласно которым сможет резервировать земли, принимать решения по их «отчуждению» и распоряжению земельными участками, выделяемыми вместо изымаемых, принятию постановлений, прекращающих права на объекты недвижимости. Средства на осуществление вышеперечисленных функций будут выделяться из федеральной казны.
Министерство юстиции РФ согласовывать проект закона в сентябре прошлого года отказалось, мотивируя это тем, что подобный порядок входит в противоречие с Гражданским кодексом, серьёзно нарушая права собственников. Владельцы должны быть предупреждены об изъятии имущества, по меньшей мере, за год. Но не прошло и месяца, а ведомством претензии были сняты.
«Эстафета обеспокоенности» была подхвачена правовым управлением аппарата Госдумы, указавшим, что вопрос, о существенном сокращении времени внесудебного порядка заключения соглашений об изъятии недвижимости до 1-го месяца требует «дополнительного обсуждения».
Управление также не соглашается с требованием о незамедлительном исполнении судебных решений. В заключении на рассмотренный проект отмечено, что Гражданским кодексом предусмотрен перечень решений, которые подлежат немедленному исполнению. В это число не входит принудительное изъятие имущества. Требуют уточнения и основные принципы расчёта стоимости имущества.
Сейчас изъятие частной земли для государственных нужд, таких как строительство магистралей и объектов инфраструктуры разрешено законодательством по постановлению федеральных (местных) органов исполнительной власти. Вслед за уведомлением об изъятии должна быть совершена оценка и сделка, в случае согласия гражданина с предложенными условиями. Или при условии несогласии владельца, заявление подается в суд. В таком случае, как утверждают юристы, сделка длится минимум полтора года.
А данный вариант закона представляет воистину бескрайние полномочия чиновникам по «конфискации» имущества в границах «новой Москвы». Ограничатся ли они отъёмом недвижимости и участков лишь для строительства магистралей, возведении жилья? Или воспользовавшись недостаточным контролем над их действиями, используют служебные полномочия для коммерческих целей?
По большому счёту, законопроект развязывает руки недобросовестным чиновникам для рейдерских захватов. Для лоббирования интересов вовремя подсуетившихся инвесторов. Для конфискации «лакомой» земли, выселения простых людей, волею решения верхов оказавшихся в гуще событий, для строительства, к примеру, торгово-развлекательных центров. Ряд участков на данных территориях дорожают день ото дня, и вскоре там появятся элитное жилье, прочие коммерческие объекты.
В полный рост встаёт обязательность жёсткого контроля как со стороны всех четырёх ветвей власти, так и общественного. Правильно ли построение: телега впереди лошади? Сначала принятие документа, затем появление градостроительного плана? Ответ очевиден ещё и потому, что это может привести к прокладке магистрали в удобном кому-то месте.
Ещё одна опасность: пока нет «тарифной сетки» на отступные, которые получат хозяева за реквизированное имущество. Если есть возможность, оценить недвижимость и по кадастровой, и по рыночной стоимости, имеется возможность различных манипуляций. Ответом на которые станут акции протеста обиженных.
Граждан, по сути, лишили прав оспорить данные решения. Что будет делать человек, у которого отняли и жильё, и защиту? Тем более, земли и жилища для «вынужденных переселенцев» не готовы. Конечно, право на жизнь важнее права на частную собственность. Но, в данном случае, одно во многом подразумевает другое.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Право частной собственности не является безусловным ни в одном государстве. Но большинством стран, считающих себя «цивилизованными», предусмотрены гарантии компенсации убытков собственникам. Изъятие земельного участка/жилья в пользу государства или муниципального образования — законодательный пример приоритета общественных интересов над частными. Если того требуют публичные интересы — государство вправе изъять недвижимость. ☆★
С изъятием у нас всё в порядке, ещё со времён революции, а вот со вторым пунктом: о гарантиях прав собственника, о возмещение убытков, предусмотренных законом, пока не сложилось. И чего власти ждут в итоге? Социального взрыва? А может, всё-таки, проявить хоть немного уважения к простым людям. И не просто компенсировать, раз уж деваться некуда, но и помочь, даже в ущерб государству. Впрочем, какой же это ущерб, если граждане останутся довольны. Не всё измеряется деньгами. В конце концов, пора начинать строить государство для людей, государство для государства мы уже давно построили.