Психология новогоднего шопинга

Назад

Многие магазины начали радовать покупателей предновогодними распродажами уже с начала декабря. Но всегда ли этот «подарок» продавца способен осчастливить потребителя? Ритейлеры делают всё, чтобы не просто поддержать в нас пламень шопинговой лихорадки, но и раздуть его. А мы «обманываться рады»… но, может быть, эта статья хоть немного поможет потенциальным жертвам шопинга.

Уже за пару недель до праздника в торговых залах появляются Деды Морозы с внучками. В их костюмы переодеваются все «негоцианты», ну, может быть, кроме грузчиков. Повсюду гирлянды, серпантин, «дождик» и прочие украшения.

Как же не стать жертвой всей этой мишуры? Ритейлеры прекрасно изучили психологию и знают, что ежели на входе в торговый центр покупателя встретит «праздничная атмосфера», бригада артистов предложит тому поучаствовать в «занимательных» конкурсах с призами победителям, «боль» от расставания с деньгами будет не столь ощутима.

Пусть в качестве приза выступает конфетка и, может быть, просроченная, неважно. Зато — проявил эрудицию или почитал стихи, и настроился на нужный продавцу лад. Ведь ты же — умный, тебя не проведёшь, пусть мерилом интеллекта является вовремя припомненный фильм про Новый год.

Когда веселье в разгаре, когда в душе — праздник, умело созданный профессионалами по заказу профессионалов, каждый понимает, что торжество — время для покупок, и прекрасный предлог для них. А уж для того, кто не ищет повода, чтобы распрощаться с деньгами… Настроенный на нужную волну посетитель становится покупателем.

Самая востребованная ритейлером метаморфоза — это превращение взрослого в ребёнка. Ибо ребёнок с отягощённым финансами портмоне — цель продавца, средство его обогащения. Для достижения желаемого настроя покупателя все орудия хороши. Дармовое или заведомо дешёвое предложенное поблизости спиртное — тоже неплохое средство повышения заряженности на покупки. И повышения их в разы.

Задолго до Нового года продуктовые ритейлеры начинают предпраздничные распродажи. Под этот сэйл попадают зачастую менее ходовые, чем в тёплое время года продукты — квас, пиво, кефир. Шампанское вы там найдёте с малой вероятностью. Остальное, что оказывается в «распродажной корзине», зачастую зависит даже не от продавца, а от поставщика. Тому ведь тоже надо «год закрывать». Ну, или как обычно, товары, повышенным спросом не пользующиеся.

Нередки и случаи, когда зная, что в новогоднюю «шопингоманию» продать можно почти всё, ритейлеры приобретают не слишком качественный товар. Всё равно «разлетится» как горячие пирожки. Потом, правда, порой сами от этого шага страдают. Это, в основном, касается не продуктов. Речь о товарах с гарантией, на которую новогодние скидки не действуют. Техника перестаёт работать, одежда – обувь выходит из строя, а отвечать придётся всё равно. Сервисным службам не позавидуешь, если закупщики приобрели товар у поставщика со скрытым дефектом. Но задёшево.

Так что не стоит клевать на удочку, заброшенную магазинами электроники, где вместо наживки — кричащее объявление о пятидесятипроцентной распродаже. Нет, безусловно, ощутимые новогодние скидки на различную электронику случаются, однако необходимо осознавать, что в данную категорию почти наверняка попали устаревающие модели, которые нужно «сбросить». Не стоит забывать о том месте, где чаще всего находится бесплатный сыр.

Ещё один проверенный трюк «электронщиков»: дать рекламу по ТВ о том, что последняя модель, например, телевизора лучшего бренда стоит неприлично дёшево. Все ли по Интернету проверяют «наличие модели в магазине»? А если нет, то прибыв с деньгами за искомым товаром, и обнаружив то, что он распродан, многие ли устоят от покупки «чего-нибудь ненужного».

Есть и другой «красивый» вариант — торговля подделками. На территории ТЦ не всегда можно отследить, что броско оформленная витрина у входа, например, в парфюмерный супермаркет украшена продавцами откровенным «фальшаком». Но для этого вновь необходимо включить голову, чтобы понять, что данные духи не могут так мало стоить. Правда, об «отключении мозга» уже позаботились аниматоры на входе. Не стоит надеяться на то, что «уж меня-то не обманут».

Что касается бутиков обуви или одежды, то колоссальный сэйл это как правило всего-навсего ликвидация прошлой коллекции или сезонных залежей. Если, конечно, в этом магазине вообще имеют понятие о «прошлогодней коллекции».

Конечно, даже в Москве можно купить настоящую, «брендовую», но малость некондиционную вещь за копейки. Но, в случае, если вы знаете место, где она продается, и имеете изрядную усидчивость, точнее — устойчивость, порыться в горе фирменного «брака». В России не прижилась пока система аутлетов и стоков. Исключения редки. А так блузка с оторванной пуговицей или ремень без винта на пряжке стоит не 10-20%, как это принято в мире, а 85% первоначальной цены. А то и вовсе негоцианты брак «не замечают».

В горячке новогодних распродаж «улетает» всё. Но перед тем как покупать себе, своей половине, ребёнку «брендовую» вещь на предновогодней распродаже, не стоит забывать одну малость: ТАКОВЫХ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Нашли дураков среди продавцов делать скидки в то время, когда и так с прилавков всё метут! Вы думаете, ритейлеры не знают о предновогодних премиях?

А вот то, что осталось на прилавках и складах, ликвидировать начнут… сразу после предновогоднего ажиотажа. А до праздника по заниженной цене идёт лишь откровенный неликвид. НО, СНАЧАЛА вместо ста рублей на ценнике пишут двести, потом перечёркивают, и пишут 80 или 120. С деньгами в кармане и навеселе, — не обязательно выпив, — кто-то разве думает о том, можно ли где-то это купить дешевле, «пробивать» товар по Интернету?

Ещё один популярный у ритейлера способ превратить вас в своего «раба». Скидочный купон. Его вы получите, купив определённый товар или потратив определённую сумму. Причём, процент скидки может увеличиваться с каждой следующей покупкой. Этим славилась обувная сеть «Ж». Известен случай, когда ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ было куплено более полусотни ЛЕТНИХ туфель. При том, что человек этот не имел отдельной гардеробной комнаты.

Конечно, производители устраивают акции, даже под Новый год. Какой-либо продукт украшается красочной обёрткой с Дедом Морозом и ёлками, и берут негоцианты своё не за счёт цены, а благодаря объёму продаж.

Могут попасть в предновогоднюю уценку и какие-нибудь шарфы – шапочки – перчатки. Даже свитера и куртки. Причины две: взять широтой диапазона продаж и реализовать сезонный товар. Хотя, казалось бы, зима только началась, большинство уже приобрело необходимое на холода, и лучше сбыть под Новый год, чем хранить до следующей зимы на складах. Это ещё раз подтверждает истину, что «сезонный» товар стоит приобретать на излёте этого самого сезона.

Хочется верить, что рассказ специалистов ОВИОНТ ИНФОРМ об уловках торговцев поможет вам воздержаться от неоправданных трат, хотя мы прекрасно понимаем, что тягаться с индустрией ритейла рядовому потребителю практически невозможно.