Торговые аферы остапов бендеров от ритейла

Назад

Мы настолько привыкли к слову «чек», что не задумываемся о том, что оно заимствовано из английского. И первое значение этого термина в первоисточнике — вовсе не кассовый билет, а проверка, контроль, инспекция. А все ли следуют правилу: проверять цифры в полученном в магазине финансовом документе? Особенно в супермаркете, тем более, когда товаров в нём немало, как это обычно бывает перед праздниками?

Многие в чек не глядят, часть покупателей — сразу отправляют его в урну. Работники сетевой продовольственной торговли привыкли к этому и зачастую строят политику на стереотипах покупателей. Не зря пословица гласит, что:

Покупатель должен знать меру… вес и счёт

Избавляясь же от чека, мы предоставляем безграничный простор для манипуляций продавцам. В кассовом документе могут оказаться продукты, которые вы и не собирались приобретать, или, что чаще купленных товаров оказывается больше: откуда-то берутся пару лишних йогуртов, пачек сигарет… мелочь? Для отдельного покупателя — возможно, для ритейлера — неплохой навар. Может быть, не для организации торговли как юридического лица, а для отдельных его представителей. Но покупателю разве от этого легче?

Случаи, когда первый, к примеру, сорт продаётся как высший, отследить сложней. В других — надо просто быть несколько внимательней. Многим, наверняка, знакома ситуация, когда, выбрав продукт, можно несколько минут потратить на поиск его ценника. И гарантий, что он будет найден — немного.

Коммерция — школа обмана

В ряду «избитых» но работающих способов надувательства есть ещё несколько. На кассе вы узнаёте, что цена продукта изменилась, — естественно, в большую сторону, — а вот ценник не успели поменять. Или. Тот самый товар, бирка со стоимостью которого, вами не была найдена, стоит уж совсем нереальные деньги.

Или. Оказалось, что выбранный вами товар «случайно» оказался в другом лотке. Всегда же можно сказать, что «мерчандайзер», — а у нас любят называть не слишком чистоплотных «развозчиков» товара по полкам из республик бывшего СССР громкими и не всем понятными иностранными словами, — ошибся, и привлекательная и ожидаемая вами цена не соответствуют этим чаяниям. Или. Товар маркируется как «коллега» классом выше. Причём, порой это происходит, практически, у всех на виду.

Выходов, если вы, конечно, успели обнаружить обман до расчета на кассе, несколько. Отказаться от покупки. Или. Купить его по цене последнего предложения. Правда, в первом случае вы сможете через какое-то время обнаружить, что цена прежняя, и получить на свой вопрос банальный ответ о рыночных отношениях и колебании цен.

Пытаться отследить все способы обмана вряд ли реально, тем более смекалка остапов бендеров от ритейла тоже не дремлет, и опыт передаётся, можно сказать, из поколения в поколение.

Почти по Марксу: «Товар – деньги – навар»

Основная масса товаров в крупных магазинах в наше время развешена и упакована. Но всегда ли совпадают оглашённый вес и реальный? «Небольшой» недовес можно не заметить. Наверное, никто не пострадал. Но значит ли это, что никто не выиграл? Если взять «валовое» количество продукции на полках крупного ритейлера, то разница весьма значительна.

Вот, пожалуй, самые распространённые и самые действенные махинации с обвесами:

Обработка продукта специальными веществами, увеличивающими вес. Порой в роли данной «субстанции» выступает вода. Как правило, страдают от этих манипуляций рыба и замороженные морепродукты. «Возделывают» продукты водной глазурью.

Потому, размороженная рыба, опровергая все физические законы о расширении при повышении температуры, резко теряет в весе. Нередко «делают под собой лужи» различные колбасы и мясные продукты. У вас не возникало желания взвесить товар заново на тех же магазинных весах и потребовать «сдачу»?

Оказывается, вес глазури для покрытия рыбы регламентирован, ограничен пятью процентами от общей массы, для различных «креветок» — восемью. И есть нормативный акт, гласящий, что если эта доля превышена, товар подлежит возврату. Подобным образом поступают и с иными продуктами: мясом и его «производными»: котлетами, пельменями, которые подвергаются заморозке и «поливанию». Но 31-го декабря все, конечно же, только и думают о завесе и возврате товара.

Губит товар не пиво, губит товар вода

А что ещё в запасе у ритейлеров? Часто продукты выдерживают во влажных помещениях. Пропускающий воздух и вбирающий влагу не фабрично развешенный товар до продажи помещается в сырое место. Особенно подвержена влиянию влаги бакалея: сахар и мука, кофе и чай, крупы и разнообразные макаронные изделия. Данные продукты могут быть подвергнуты подобному «корректированию». Реакция подобного продукта: сворачивание и комкование.

Правда, встречается и «запредельный» обман, когда продавец пытается взвесить уже расфасованный и маркированный продукт. Но такие случаи, к счастью, не столь часты. Всё же какие-то рамки продавцов удерживают.

Меньше фасовка — дороже морковка

Ещё один способ «сравнительно честного» отъёма денег у покупателей – скидки и цены за 100 грамм. Приобретение товара со скидкой — не всегда повод для радости. Здесь надо быть очень внимательными, и не попасть в ловушку! Прежде всего — посмотрите на срок годности, и если вас не смутит, что он истечёт завтра — вперёд!

Кажущаяся небольшой цена зачастую маскирует реальную стоимость продукта. В основном подобными ценниками сопровождают товары, реализуемые малыми порциями: мясная или рыбная нарезка, конфеты, кондитерские изделия, салаты, те же чай и кофе. Стоимость фасовки, казалось бы, невелика, но постарайтесь перевести «по курсу» в стоимость привычной единицы веса. Далеко не во всех магазинах на ценнике два числа: за упаковку и за килограмм.

Так что будьте внимательны, особенно в преддверии праздников, когда ритейлеры теряют всякую совесть. А как бороться со «злоупотреблениями» ритейлеров расскажут «соответствующие органы»: Общество защиты прав потребителей и официальная служба — Роспотребнадзор.

И хотелось бы пожелать, чтобы в Новом Году за весами продавца следило правосудие, а не только сами покупатели. Правда, для этого надо как-то искоренить коррупцию, ведь недаром сказано в афоризме, что: «за весами Фемиды маячит фигура торговца». Скажете, что это невозможно? Да, наверно, это было бы сродни чуду. Но, как известно, чудеса иногда случаются, особенно в Новогоднюю ночь.