Псевдоналог на грузовики будет собран c помощью спутников

Назад

Госдумой во втором чтении приняты поправки к Бюджетному кодексу, которые переносят время, когда с фур начнёт взиматься плата за проезд по федеральным трассам, c начала 2013-го года на последние месяцы 2014-го. Потребность в данном шаге правительством была объяснена попыткой отказа от создания системы сборов новых платежей, основывающейся на бумажных «визовых» документах, и намерении выстроить ее на технологиях «электронного слежения» ГЛОНАСС.

Псевдоналог на тяжелые грузовики («плата в счёт возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения транспортными средствами максимальной массой более 12-ти тонн») в начале прошлого года возник в Бюджетном кодексе (БК). Сроком начала его взимания было назначено 1 января 2013-го. Принятие новации тогда возмутило целый пласт депутатов, сообщавших, что введение платы значит фактически, что все отечественные дороги федерального значения превращаются для собственников автофургонов в платные.

Но, как выяснилось позже, парламентарии напрасно тревожились — правительству за прошедшее со дня появления данной нормы в БК время, так и не удалось измыслить реально действенную конструкцию взимания платежа. Ведь и порядок уплаты, и ставки данного платежа, обязательны к утверждению правительственным постановлением.

В итоге Госдума была вынуждена принять поправку к кодексу во втором чтении, откладывающую начало сбора оплаты проезда с января 2013-го на ноябрь 2014-го. По тем разъяснениям Минтранса, которые поступили в Госдуму, ведомством был рассмотрен вариант взыскания платы с начала текущего года посредством распространения, что называется, «виньеток», — карты, крепящейся на лобовом стекле большегруза, удостоверяющей, что деньги за проезд были внесены.

Но финансовая оценка стоимости формирования стройной системы подобных документов, подтолкнула Минтранс к выводу, что «овчинка выделки не стоит».

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Предварительная оценка введения данной схемы бумажного документа оборота не могла вдохновить «государевых людей». Цена лишь первого этапа «виньеточного налога» приблизительно равнялась полутора миллиардам рублей. ☆★

Даже самые оптимистичные прогнозы ведомства относительно «бонусов» от не бесплатного, отметим, распространения виньеток были в диапазоне трёх – пяти миллиардов рублей ежегодно. Причём, в этой калькуляции не учитывались затраты на администрирование.

Минтранс признавал, что благоприятным прогнозам, судя по всему, сбыться не суждено: пояснительной запиской к данным поправкам установлены чрезвычайно высокие риски коррупционной составляющей при контроле самого факта существования у водителей виньетки, а также немалая вероятность подделки «проездного документа».

Помимо этого, само распространение таковых карточек потребовало бы немалого срока и головной боли. Ведь до начала «раздачи» было необходимо изготовить, определив, кто займётся разработкой и печатью, а затем установить, кто станет оператором системы распространения тридцати миллионов требующихся виньеток.

Видимо, вспомнив о том, что «мандаты» и другая «бумага», даже ламинированная и с голографической печатью, уходят в прошлое, Минтранс решил попытаться навести порядок взимания платежей, применив высокие технологии. Планируется, что на борту автомобиля будет закреплено устройство, на основании сигнала с которого и при помощи системы ГЛОНАСС контролирующие органы виртуально проследят за всеми реальными перемещениями грузовиков.

С отечественной глобальной навигационной системой, убеждены в ведомстве, наблюдение за фурами и взимание сборов с них выйдет на новый, космический уровень. Не исключено, что взносы за проезд автофургонов, минимум вдвое превысят намеченные «бумажные», и достигнут десяти миллиардов рублей. В тоже время расходы на администрирование заметно снизятся. Сформирована система будет под эгидой государственно-частного партнёрства.

Оценив реально тот объём процедур, который должно преодолеть подобное соглашение, чтобы «выйти на старт» после всех бюрократических утрясок, можно ожидать, что заработает система не раньше конца 2014-го. Это — твёрдая позиция Минтранса, о чём его представителями было доложено депутатам.

Видимо, докладчики нашли аргументы, достойные внимания и понимания думцев, и те приняли поправку, которая перенесла дату точки отправления взимания платы на первое ноября 2014-го.

Возражений при утверждении поправки не последовало, но, возможно, коррективы будут внесены тем непростым положением, в котором сегодня пребывает ГЛОНАСС. И совпадёт ли установленное время с реальным временем начала сбора, с космической точностью покажет только время.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Одна из самых дешёвых и простых в оплате стран Европы для водителей большегрузов — Германия. С 2005-го взимается плата за проезд по автобанам (свыше 13-ти тысяч километров), с августа–2012 платным стал проезд по федеральным дорогам (более 1100 километров). Цена для грузовика весом свыше 12-ти тонн — порядка одного Евро за 6 километров. В 2011-м водители грузовиков заплатили немногим менее пяти миллионов Евро. ☆★