Оказалось, различные месячники бывали не только в СССР и на постсоветском пространстве. И весь мир проводит часть года, посвящённую какому-либо действию, событию, явлению. По традиции ноябрь — период усов и усачей. Наверное, тех, кому пиво из прошлого месяца в рот не попало, протекши по данному предмету гордости части мужчин. Про налоги на алкоголь написано немало, а вот есть ли в истории с географией байки про сборы в казну и растительность на лице?
То что пиво течёт по усам, мы знаем с детства из сказок. И больше всего оно течёт на пивных фестивалях. И если о происхождении «Октоберфеста», пивного фестиваля, занесённого в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого большого в мире праздника, выдвигается несколько версий, то почему же ноябрь — месяц усов, неясно вовсе. Неужели дело в том, что начинает подмораживать, и, спасая от холода «подносовое пространство», надо что-то предпринимать?
Баварский пивной праздник, которому недавно исполнилось двести лет и три года, прославился на весь мир не только размахом. Но и показал, что государственную казну можно пополнять не только налогами. По мнению властей земли Бавария, Октоберфест даёт самый крупный приток в казну в течение краткого времени.
А связывает эти два события осенних месяцев не только календарное соседство, но и известный рок-исполнитель, — а уж усач в мире рок музыки без сомнений, самый почитаемый — Лемми Килмистер. Он уже лет десять имеет свою пивоварню, при этом исправно платя налоги.
Движение Movember – Усабрь в этом году справило десятилетие. Оно зародилось в Австралии, где ноябрь — месяц предлетний. Собутыльники за «рюмкой чая» постановили: воскресить моду на усы, поклявшись не бриться целый месяц. В 2004-м к движению,— видимо, имеется в виду процесс роста волос под носом, — присоединилось немало мужчин. Их волновала не только растительность на лицах, но и простата. Усачи стали собирать деньги в поддержку организации, пытающейся решить связанные с ней проблемы.
Участники Movember’а бреются 1-го ноября, чтобы потом в течение месяца притрагиваться к лицу лишь инструментами, придающими различные формы растущему. А потом хвастаться друг перед другом и женщинами, видимо, нежно покалывая их предметом гордости. Как бы то ни было, сейчас у движения немало спонсоров и треть миллиона официально зарегистрированных участников, в ряды которого берут даже представительниц «слабого пола», правда, с накладными усами.
А как же налоги?
Самая известная подать (тягло) с растительности на лице была учреждёна, конечно же, Петром первым. Вернувшись в 1698-м из Европ, 26-летний царь во время официального собрания бояр повелел… принести «нуцки» и монаршией десницей при всех лишил бород нескольких знатных бояр путём отстригания. Собрание было ошарашено фортелем самодержца.
Но потом, правда не без труда, боярство свыклось с «деспотией» носителя новых порядков. А куда деваться — Государь-Император? Бывало, что лишённый «мужского достоинства» заканчивал жизнь самоубийством. Дело не только в неприятии новшеств, «неприкрытое» лицо почиталось за грех, и такому «недомужчине» священнослужители отказывали в благословении.
Затем противостояние перетекло в более мирное, налоговое русло. Пётр I решил брать не нахрапом а деньгами, и им была установлена подать на растительность на подбородке. Уплатившему её выдавался «Бородовой знак», означавший: «налог заплатил, может не бриться спокойно»… год. Но бородач лишался права носить камзол нового образца, чему ретрограды были только рады.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Указом 1705-го года налог на лицевую растительность был дифференцирован по социальному и финансовому статусу. Освобождались от него лишь сословия, которым носить бороды не воспрещалось: священники и монахи, а также крестьяне. «Государевы люди» должны были положить в казну по 600 рублей ежегодно. И если царедворец, дворянин или чиновник смог потратить на «мужской авторитет» столь значительную тогда сумму, то, пожалуйста, щеголяй с бородой. Купцы платили по сотне, посадские люди (торговцы, ремесленники) — по шесть червонцев, прочие горожане — 30 рублей в год. С крестьян брали по копейке за выезд в город. Был предусмотрен штраф за неисполнение указа, отменённого лишь 1772-му. ☆★
Не так давно усатые американцы призвали законодателей освободить их от выплаты части налогов, уменьшив ежегодную сумму taxes на $250. Мотивировано это было тем, что по данным AMI (Американского института усов), мужчины, культивирующие данный вид растительности, имеют вид на 38% привлекательней, чем бреющиеся.
Как вычислена эта цифра, социологи и статистики из AMI не сообщили. Может быть тем, что усы закрывают аналогичную долю лица?
«Ректор» института Аарон Перлут предпринял попытку убедить конгресс в необходимости ратифицировать данный законопроект, но в конгрессе и своих хитрецов хватает. Мотивация Аарона была такой: его затраты на поддержание усов в должном виде превышают $1500 в год, и было бы справедливо, если бы государство возвратило ему часть средств.
Вот такие усато-налоговые истории. Ну, ничего, до завершения «усабря» осталось совсем немного. А с ним, глядишь, и осеннее обострение закончится.