Российскими властями сделан шаг в сторону давно обещанного обществу налога на роскошь, планируется повышение транспортного налога на «роскошные» средства передвижения. Этим шагом законодатели пополнят, как они надеются, бюджет на 2 миллиарда рублей. А ведь расходная его часть на следующий год почти в семь тысяч раз выше.
В повестку дня заседания правительства был внесён пункт о заметном увеличении ставок транспортного налога. Роскошью стал ряд средств передвижения: автомобили, мощней 410 л.с.; мотоциклы и гидроциклы — 150-ти «лощадок»; яхты и катера, чья мощность выше 300 сил.
Минимальные ставки транспортного налога на элитные четырёхколёсные средства передвижения вырастают примерно в двадцать раз. Для хозяев таких автомобилей налог вырастет в год до минимальных 123 000 рублей (сейчас — 6 150). Обладатели мощных мотоциклов будут перечислять в казну в пять раз больше средств, чем ранее. Приблизительно такое же повышение ожидает собственников роскошных плавсредств. В число исключений попадут транспортные средства, предназначенные для спортивных соревнований и выпущенные до 2001-го года.
В случае одобрения законопроекта Госдумой, он вступит в действие с 2013-го. По правительственной «калькуляции», данное изменение нормативов принесёт в региональные бюджеты порядка двух миллиардов рублей. Казалось бы, значительная сумма. Но в «Основных направлениях бюджетной политики» сказано, что запланированные расходы федеральной казны в предстоящем году будут равны 13,39 трлн. руб.
Вычисляем, какой процент бюджетных трат покроет этот налог, и получаем цифру 0,014937, то есть, ПЯТНАДЦАТЬ ТЫСЯЧНЫХ ПРОЦЕНТА БЮДЖЕТА. То есть, при средней зарплате в стране 27219 рублей (данные на июль-2012), среднестатистический человек «получил» бы дополнительную «выгоду» в 4,07 рубля (четыре рубля семь копеек) в месяц.
Можно попробовать подсчитать по-другому. Выигрыш казны — 2 млрд. руб. О том, сколько в качестве зарплаты получили разработчики законопроекта, если газетчики узнали о его подготовке только несколько месяцев назад, подсчитать, наверное, крайне сложно. А сколько надо будет выплатить жалования работникам ФНС, прочих ведомств, чтобы получить с роскошествующих россиян эти деньги? Плюс все сопутствующие траты, связанные с администрированием налога.
Поначалу, в «предметы роскоши» хотели включить и недвижимость, затем решили ограничиться средствами передвижения. Для недвижимости нужно составить полный её кадастр, но о нём пока больше разговоров, нежели результатов. И уже не первый день. Не случайно введение налога на недвижимость может быть отложено до 2015 года.
У транспортной законодательной инициативы немало критиков, что называется, «с мест» и претензий к неправильному подсчёту «роскошной» мощности, а также к тому, что нововведение нанесёт удар по развитию технических видов спорта и различных транспортных хобби в стране.
Депутаты – справедливороссы настаивали на рассмотрении возможности брать налог с покупки элитного жилья, участков земли. Границу стоимости недвижимости они установили в 15 млн. рублей. К роскоши причислялось приобретение дорогостоящих средств передвижения, предметов искусства и ювелирных украшений. Предлагалось увеличение налоговых ставок на имущество: на недвижимость стоимостью выше 30 млн. рублей. Но, увы… законопроекты или были отклонены, или просто не приняты к рассмотрению.
А между тем, в предвыборный период постоянно звучали предложения о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения, но они были благополучно забыты. Всё ограничилось приравниванию к роскоши средств передвижения.
★☆Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Нигде в мире налогом на роскошь не обеспечивается существенная доля поступлений в казну, это, скорей, — удовлетворение запросов общества. Данный налог многие считают заменителем прогрессивного НДФЛ. А доля данного сбора не превышает 15-ти процентов в бюджете. ☆★
Достаточно очевидно, что этим налогом казну не наполнишь. Кроме того, ужесточение данного сбора приведёт к «бегству» денег из страны. Так стоило ли огород городить? Ну, разве только чтобы потешить чувство справедливости простых россиян. Мол, богатые платят больше. А много ли богатых платят больше? По отдельным подсчетам количество машин с двигателями мощнее 410 л.с. в России не превышает 20 тысяч. Яхт и гидроциклов, подпадающих под повышенный налог вряд ли намного больше.
Может, вместо того чтобы клевать по мелким зёрнышкам, пора задуматься как реформировать налоговую систему России, чтобы повысить её эффективность, качество работы и… справедливость?