Несмотря на энергичный прогресс всемирной системы телекоммуникационных технологий, в России до недавнего времени не было ни реальной возможности получить государственные услуги в электронной форме, ни по-настоящему инициативных людей, готовых доказывать всем необходимость «продвижения» этой программы.
Ещё недавно россияне могли лишь получить по Интернету информацию об ассортименте электронных услуг (ЭУ). И если «сетевые» запросы о предоставлении различных документов постепенно входят в нашу жизнь, то о получении электронных документов «на руки» многие имеют очень смутное представление.
А ведь в крупных городах уже заработала система, позволяющая получить различные электронные выписки и другие небумажные документы. Люди только начинают привыкать к электронным очередям, которые заменяют обычные, от банков и налоговых инспекций до поликлиник и возможности устроить ребёнка в детский сад.Конечно, информатизация общества невозможна без «подведения под это» нормативной базы, фиксирования в официальных бумагах прав и обязанностей сторон, регулирования их возможностей…
Такие попытки систематизации начали предприниматься не так давно: раньше предоставление ЭУ попросту не нуждалось в какой-либо систематизации. Однако этот этап закончился. И общество подошло к необходимости если уж не прописать все правила игры, то, во всяком случае, создать механизмы для такого прописывания. Можно ли сказать, что основная база для этого создана? В какой-то мере да, но не стоит забывать, что технологии развиваются быстрей юриспруденции, они просто обязаны быть впереди, вести за собой.
Во властных органах созданы инфраструктуры, отвечающие сегодняшним запросам: информационная и технологическая, обеспечена материальная база. К 2010-му году органами власти утверждён основной пакет нормативных документов по развитию системы электронных услуг в стране.
Главным, но, безусловно, «промежуточным» итогом данной деятельности стало создание базы для формирования электронного правительства.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Электронное правительство — новейшая форма организации работы органов государственной власти, система электронного документооборота госуправления. Она основана на автоматизации всех управленческих процессов. Повсеместным применением информационных и коммуникационных технологий она должна вывести получение государственных услуг на качественно новый уровень. Это касается как удобства, так и качества и оперативности услуг, которые доступны гражданам и организациям. ☆★
Практически одновременно с формированием законодательной базы крупнейшими игроками отечественного рынка электронных услуг было организовано некоммерческое партнерство «РОСЭУ», которое и сейчас — единственное официально зарегистрированное объединение в сфере электронных услуг.Одна из важнейших задач НП «РОСЭУ» — создание действенной отраслевой площадки для диалога между участниками рынка, которые предоставляют услуги в сегментах «Бизнес-Бизнес» и «Бизнес-Государство». Советом партнерства открыты двери для IT предприятий. Недавно ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ», заинтересованное в повышении эффективности своей деятельности в части взаимодействия с бизнес-партнёрами и государственными органами и готовое оказать содействие развитию отрасли, вошло в состав образованного на принципах добровольного объединения НП «РОСЭУ». Основная задача партнёрства, — способствовать формированию условий для гармоничного развития рынка электронных услуг, — близка и понятна.
В рамках партнёрства уже работают рабочие группы: по роумингу; по форматам и порядку обмена документами. Их деятельность призвана решить насущные вопросы, связанные как с взаимодействием различных спецоператоров, так и с помощью контролирующим органам в решении широкого круга проблем, при внедрении электронных госуслуг. Со своей стороны, ФНС например, с интересом отнеслась к этой инициативе, и выразила надежду на длительное плодотворное сотрудничество.