Мосжилинспекция планирует расширить собственные полномочия до права входа в жилище без всякой судебной санкции. Работники жилищных комиссий убеждены, что они обязаны контролировать законность перепланировок. Но как проверять в рамках Конституции, не нарушая оговоренные ею права? Как приснопамятный Швондер?
Госжилинспекция столицы внесла дополнения к положению организации. По ним ведомство мечтает заполучить права беспрепятственного контроля над перепланировками в жилищах.
В Мосжилинспекции требуют прав «чрезвычайки»: инспекторы, по их замыслу, получат возможность беспрепятственно обследовать жилые дома, объекты жилищно-коммунального хозяйства. А также, инспекция требует прав обращаться с иском в суд о возвращении «самовольно перестроенного» помещения в исходное состояние. Эти претензии — на рассмотрении правительства города.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Порядок утверждения перепланировок в московских квартирах был недавно существенно облегчён: в упрощённом режиме сделанные перепланировки (безопасные для строения) узакониваются автоматически. ☆★
Но облегчение жизни жильцам сокращало полномочия контролирующих органов, да и само их количество. Такой ход дел чиновников не устраивает. Ведь выдача санкции на постройку (снос) ненесущих перегородок, установку кондиционеров на стене, перестановку сантехники — жила. И жила золотая. И вот главный контролирующий орган требует «продолжения банкета».
Ведомство приводит статистику, что лишь 5% перепланировок проводится «с должным оформлением по закону». Предполагается, что чиновники не знают об оставшихся 95-ти процентах? Откуда данные, если перестройки «тайные»? А если знают и ничего не предпринимают? Ответ один, им нужны дополнительные полномочия. Как были у Швондера.
Следить за перепланировками, несомненно, нужно. Своя и соседская безопасность зачастую приносится в жертву «модным трендам» или собственным удобствам. Но право доступа в жилище — это слишком. Интересно, оговорены ли в «заявке» часы доступа на чужую частную собственность, неприкосновенность которой гарантирована Конституцией, статья 25? Что послужит инспекторам «побудительной причиной» для ревизии? Не собственное ли вожделение? А может сообщение общественности?
Любопытно, что будет, если столичные власти дадут требуемые права «жилтоварищам». Конфликт интересов федерального закона и региональной нормы? Но швондерам плевать на главенство федерального права.
Да, Жилищным кодексом оговорены основания для проникновения в жилище без согласия в нём проживающих. Это спасение жизни, обеспечение безопасности при обстоятельствах чрезвычайного характера; задержание подозреваемых; пресечение преступлений. Видимо, стоит это список расширить пунктом: «контроль состояния квартир». А там недалеко и до контроля «жильцов».
В ряде стран Европы имеются строгие ограничения на изменения строительных конструкций. НА ЛЮБЫЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ! Вплоть до модификации «элементов декора». И санкции предусмотрены суровые, вплоть до лишения владельца собственности. Правда, по суду. Но вспоминая об этом, наша жилтоварищеская бюрократия почему-то не хочет брать пример с европейской скорости реагирования чиновников.
Безусловно, данные инициативы имеют обоснование, в процессе перепланировки порой нарушается «несущая способность строения», влияющая на безопасность. Но если в законе будет закреплена ответственность владельца (проживающего), то необходимо закрепить и ответственность чиновника за качество, и скорость реакции на обращения жильца.
Обеспечение безопасности жильцов неосуществимо без соответствующего контроля над помещениями. Но столь же необходимо прописать, и, самое главное, жёстко соблюдать, порядок проведения подобных мероприятий; права, а главное обязанности Жилкомиссий. Иначе эта инициатива просто узаконит «кормушку для бюрократа».