Защита Интернета от детей… и наоборот

Назад

С первого сентября дети будут законодательно защищены от «вредной информации». Это может принести ряд сложностей электронным СМИ, которые будут обязаны лимитировать распространение определённого контента. Данный шаг может привести к потере посетителей портала. С другой стороны несоблюдение предписания ведёт к временному закрытию сайта.

Задачи закона — ограничить распространение сведений, побуждающих детей к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью. К таким сведениям может относиться содержимое, включая нецензурную брань, оправдывающее насилие, пропагандирующее употребление наркотиков, алкоголя, курение, и, кроме того, отрицающее семейные ценности.

Надзирать за соблюдением закона будет, как не сложно догадаться, Роскомнадзор. Страница сайта должна быть «маркирована»: посетителям какой возрастной категории адресован контент.

Самое жесткое ограничение — 18+. Оно означает, что содержимое просматриваемой страницы предназначено «только для взрослых». В эту категорию попадают сообщения об определённых преступлениях, таких как изнасилования, содержащие фото или видео с мест преступлений, а также катастроф. А ведь авторские мнения, «осуждающие жестокость» неприемлемы для информационных агентств. Задача ИА в новостном разделе лишь оповестить читателей о произошедшем.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Нарушившее данные нормы сетевое СМИ штрафуется на сумму от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, или приостановлением его деятельности на срок до трёх месяцев☆★

Приостановление деятельности, особенно для интернет-издания, кара достаточно жестокая. Возможно, эти нормы наказания, одна из которых предусматривает «конфискацию предмета административного правонарушения», будут применены сразу, что следует из Правил распространения информационной продукции для детей, статья 16.7.

Пока у правоохранителей нет чётких рекомендаций к действию: сразу, или после повторного нарушения налагать денежное взыскание и приостанавливать работу издания.

Закон строг, но каким образом он будет исполняться, как будет осуществляться оговорённое «усечение» числа посетителей до лимита «только для взрослых»? В случае если будет доказано, что сведения, распространяемые агентством «Икс» несут детям вред, доступ к его информации может быть заблокирован в школах и в интернет-кафе.

Анекдот в тему. На афише фильма «Война и Мир» надпись — детям до 16-ти лет вход воспрещён. На недоумённые вопросы билетёрша отвечает: Иначе, никто бы не пришёл.

Другая мера: оповещение о том, что ряд статей «может включать информацию лишь для читателей взрослее 18-ти лет, на взгляд специалистов ОВИОНТ ИНФОРМ только привлечёт внимание в местах, не подверженных ограничению доступа к соответствующим сетевым ресурсам. Так что маркировка «18+» — вряд ли большой минус для информационных агентств. Может быть, только в плане рекламы любимых подростками напитков или снэков. К тому же, похоже, закон позволяет «не ставить клеймо» на новостные сюжеты. Но есть ли смысл по-разному маркировать различные разделы портала?

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По подсчётам интернет - аналитиков среди посетителей порталов серьёзных информационных агентств доля пользователей до семнадцати лет составляет около пяти процентов. ☆★

Есть и ещё одна «тонкость» соблюдения этой нормы: как зарегистрированы интернет-порталы. Законом лимитирована лишь деятельность средств массовой информации, и направленность их не важна; а «агрегаторы»: разделы новостей поисковых систем — нет. В итоге, возможно, серьёзные издания, имеющие лицензию «сетевых» СМИ, будут вынуждены «записаться в категорию» для детей старше 16-ти лет.

Анекдот в тему. Школьники у киноафиши. — Опять «детям до 16-ти», и для чего, скажи на милость, мы вообще вылезли из постели!

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В пятёрке самых посещаемых российских порталов, наряду с двумя социальными сетями, — Яндекс, Мэйл и Гугл. Их охват — под сто процентов «обитателей» Рунета. Соответственно — 40,9; 20,4; 19,3 процента, данные WEBOMER'а на 30.08.2012. ☆★

Как и все первые шаги «в неизведанное», данный шаг также не идеален. Он подлежит доработке, так как ущемляет отечественные электронные СМИ. Порталы в зонах «*.com» и прочих маркировать собственные страницы не обязаны. Как, впрочем, и ресурсы, зарегистрированные не как СМИ.