Постиндустриализм и российская наука

Назад

Постиндустриализм и российская наука

Развитые государства, вступившие в постиндустриальную эпоху, перенесли акцент на внедрение новых технологий, создающих принципиально новую продукцию, существенно экономящих сырьё, трудовые затраты. Промышленный рост ведущих стран, в частности, Китая, во многом обусловлен этим. Система знаний и производств этой страны не представляли опасности, — лишь определённый интерес, — для цивилизаторов 50 лет, четверть века назад, а потому эти отрасли не только не подверглись разгрому западников, но и с долей благосклонности воспринимались англосаксами: интересы сторон на время совпали.

Осознавая, что без развития наукоёмкого производства нет возможности добиться существенных результатов, власти КНР отдали приоритет инновационным проектам, регистрационные издержки взяли на себя, предоставили стартапам значительные налоговые льготы. Всё это дало импульс экономике великой державы Востока, демонстрирующей стабильный рост, невзирая на поразивший всех кризис.

А мы чем можем похвастаться кроме одного на всю страну проекта «Сколково» и налоговых послаблений для его резидентов? При этом о воплощённых прорывных сколковских технологиях пока не слышно. Да и о Ё-мобиле тоже. Провели довольно неоднозначную реформу РАН, направленную, вроде бы в том числе, и на переориентацию работы науки на инновационное развитие.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В соответствии с результатами исследования французской бизнес-школы INSEAD, у России, помимо некоторых плюсов, есть «уникальная, сложная, порой труднопонимаемая бизнес-среда, вызывающая проблемы для зарубежных фирм». Это опустило нашу страну на одиннадцать строк, на 62-е место в глобальном инновационном рейтинге – 2013. ☆★

Теперь необходимо воссоздавать наши образование, науку Есть ли возможности вырваться в лидеры? Уровень отечественной науки всё ещё высок. Правда, в отличие от пятых в списке, — американцев, собирающих со всего мира сливки прикладной науки, у нас, — со времён СССР, — перекос в сторону науки фундаментальной. Крупные промышленные предприятия для внедрения новых технологий нуждаются в станках, а отечественное станкостроение на предпоследнем издыхании, что бьёт не только по ВПК, бюджету, но и по металлургии.

В каком положении отечественная научная среда? Её разработки попросту негде применять в нынешней ЭрэФии. Даже в случае, если ученые что-то изобретут. В КНР, сильной индустриальной державе есть возможность формировать инновационные компании вокруг индустрии. А есть ли у нас почва для инноваций?

Была и ещё одна причина развала нашей науки: действие глобалистов – цивилизаторов. Призывы «реформировать» систему подготовки учёных прикрывают её уничтожение. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Рекомендации Международного Валютного Фонда двадцатилетней давности: понизить потенциал науки и образования России троекратно. А большой «друг» нашей страны, советник президента США Збигнев Бжезинский был ещё конкретней, предложив возводить новый мировой порядок «за счёт, и на обломках России». ☆★

И оба эти указания выполнены и перевыполнены. Пока погромщики науки добивают её, другие жаждут погреть руки на костре догорающих обломков. США делают всё для форсированного освоения ресурсов России и в этой отрасли. Разработана система поощрений для выезда перспективных студентов и молодых специалистов за океан на временное и постоянное жительство, грантов для работающих в РФ учёных, для осуществления исследований, интересных Штатам, организации совместных производств, где используются разработки наших учёных.

1995-й. Глава Международного научного фонда Джордж Сорос, министр науки и технической политики России Борис Салтыков и небезызвестный Борис Березовский после подписания договора между Международным научным фондом и Министерством науки Молодые и перспективные учёные должны обеспечить США научными кадрами, а также «свежей кровью». В 1989-м за океан из РФ отправились 12 200 человек, в 1996-м — 19 700. Особенно на этом поприще преуспевает Джордж Сорос, в том числе, щедро спонсировавший выпуск учебников в РФ. Весьма спорных, надо отметить.

Его Фонд «благотворительно» финансирует 33 лучших вуза страны на $100 млн. В выбранных университетах — компьютерные классы, скоростной Интернет. Два года Сорос оплачивал весь трафик и создание сайтов, где размещаются работы российских ученых и изобретателей. Институты выкладывали свои разработки. Итог: Фондом была собрана база данных о российских учёных, после чего программа была свёрнута, а порядка 80-ти процентов перспективных научных работников продолжают уезжать из России, вывозя с собой знания, разработки, да просто опыт. А ведь всё это финансировалось бюджетом.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Вот, наверно, за подобный разгром образования и науки Госдумой был выдвинут проект «филантропского» закона, избавляющего от налогов фонды, аналогичные соросовскому, гранты, ими выделяемые. Это было в далёком 1996-м году. Но и месяц назад в питерском госуниверситете прошёл семинар «Критика социальных наук», где наши общественные науки подверглись нелестному анализу американским профессором. Он поведал о совместном опыте двухсторонних отношений в критические периоды истории и сейчас. ☆★

Хочется верить, такое единство вернётся Конечно, и в СССР без перекосов не обходилось. Во многие отрасли, особенно в «легкопромышленные», финансирование шло по остаточному от «оборонки» признаку, а реформировать эту схему не удалось. Даже не перестроить систему субсидирования, а активней и предприимчивее внедрять военные разработки в «мирную» промышленность.

После развала Союза пересмотрены были имущественные отношения. Но не только. Важнейший шаг перестройщиков — переформатирование мировоззрения народа, молодёжи. В том числе стало непристойным работать руками. В крайнем случае — парикмахером или мастером в автосервисе. Заводы либо просто закрывались, либо трансформировались в торгово-развлекательные центры. А коробейничали на этих базарах бывшие учителя, учёные, рабочие.

Сейчас власти пытаются повернуть и этот процесс вспять, квалифицированным рабочим предлагаются порядочные зарплаты. Но где их найти, ведь нас перестроили так, что продавец должен иметь высшее образование, а коммерческие «университеты» конвеерно штампуют выпускников?

Фактически, сегодня надо воссоздавать не только нашу промышленность, но и образование с наукой. Без них любые попытки модернизации обречены на провал. Не просто так Сталин говорил: «Кадры решают всё». И в первую очередь надо воссоздавать именно кадры, которые смогут двинуть вперёд науку, разработать новые технологии, поднять на прежнюю высоту образование и восстановить отечественную промышленность, то есть, помочь создать на девятой части суши мощное, процветающее и социально-справедливое государство с названием: «Россия».